17 подписчиков
Пока в Москве бесповоротно не наступила осень-осень, когда по всему небу показывают Питер, хочется успеть набраться впечатлений, на которых будешь держаться до весны. Поэтому вспоминаешь Кролика из «Алисы…», что «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» и бежишь при первой возможности, как только выходной и погода, совместимая с уличными прогулками.
На этот случай, конечно, надо иметь в запасе парочку вариантов, куда именно быстро побежать. Дежурный вариант «Усадьбы», появившийся после «Шахматово», был, но такой, чтобы разорваться, потому что отдыхали от городской суеты исторические творческие личности далеко за пределами третьего транспортного кольца и очень не рядом друг с другом. Рядом из любопытного были Лосиный остров, «Мураново» и «Абрамцево». Относительно рядом, поэтому объясняя «куда мы?», пришлось как девушке из прогноза погоды водить руками по карте в районе северо-востока от Москвы и обозначать воображаемую область «куда-то туда», но Лосиный остров в последнюю очередь, чтобы не оставить малейшего шанса развернуться, так и не доехав до намеченного места.
В общем через два часа была родовая усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева. В усадьбе очень хорошая экспозиция, созданная потомками Тютчева, поэтому посетителей много. Но в этот раз опять было не про музеи, а про погулять вокруг, посмотреть по сторонам, «подышать» местом и пофантазировать на тему, что такого мог подумать, например, Гоголь, когда бывал здесь среди прочих литераторов.
Что думал Гоголь неизвестно, но у меня всю дорогу в голове был Федор Иванович со своим «Умом Россию не понять...». Сам Тютчев в усадьбе никогда не жил, и был, по историческим слухам, всего раз на свадьбе сына. С 1816 года, когда деревню Мураново приобрела жена генерала Л.Н. Энгельгардта, имение принадлежало родственно связанным семействам Энгельгардтов, Баратынских, Путятов и Тютчевых. И переходило оно по этому списку от Энгельгардов к мужчинам с известными фамилиями вместе с женами в качестве приданного.
Главный дом усадьбы построен поэтом Е.А. Баратынским, женатым на Анастасии Львовне Энгельгардт, в 1842 году. Дом очень своеобразный, он одновременно и деревянный с резными крылечками, и каменный. Сочетающий черты небольшого замка и английского коттеджа. Совершенно непредсказуемый: там, где ожидаешь увидеть дверь, она даже не предполагается. Точно, «аршином общим не измерить...». Но очень уютный и атмосферный с красивым садиком за домом, липовой аллеей, посаженной Баратынским, со старинным Детским домиком, флигелями и домовой церковью Спаса Нерукотворного. А еще в парке за усадьбой есть «вареньевая» поляна, где летом проводят «домашние праздники» и на открытом воздухе в огромных тазах варят мурановское варенье (при Тютчевых в оранжереях выращивали кофе, персики и ананасы, с которыми даже щи варили) в лучших старинных традициях господских усадеб.
Но самое-самое — это вид перед домом на холмы и речку Талицу. Это про красоту и благодать в стихах Баратынского и картинах живописцев, гостивших в Усадьбе.
Ничего не скажешь, умели наши соотечественники выбирать места!
2 минуты
4 июня 2025