Найти в Дзене
5741 подписчик

Живопись и художники в историях про Тома Рипли


В первом романе “Талантливый мистер Рипли” Том не думал о живописи, пока не познакомился ближе с Дикки Гринлифом. Когда он вошёл в жизнь Дикки, он стал перенимать черты его личности, его вкусы и страсть к его жизни. Дикки получал удовольствие от рисования. В экранизации от Стивена Зеллиана в повествование была добавлена линия с Караваджо – великого итальянского художника и, во-вторых, история Караваджо и Тома совпала, так как и тому, и другому пришлось скрываться после убийства. Потом Том – в версии Зеллиана – использовал игру света и тени, как художник, чтобы замаскировать себя и не попасться полковнику Раввини из Рима. В первом романе Караваджо не упоминался, но там есть момент с Ван Гогом. Том заехал во Францию – ему очень хотелось посмотреть Париж. В Париже он купил прекрасный альбом с иллюстрациями Ван Гога. Когда он возвращался, он на ночь остановился в Лионе, а затем в Арле, чтобы посмотреть те места, которые рисовал Ван Гог. В романе Том стал предпринимать попытки рисования “как Дикки”. Он пытается создать собственную картину, "всё ещё в ярких красно-коричневых и чисто-белых тонах Дикки", но с улучшениями. Том даже выдумал художника Ди Массимо, отправляя письма от имени Дикки, будто он берёт у него уроки.

У Патриции Хайсмит вообще часто появляются люди искусства, так или иначе эта тема прослеживается. Во втором романе про тома Рипли "Рипли под землёй" 1970 года писательница очень плотно подходит к живописи, если сравнивать с первым романом. В "Рипли под землёй" живопись становится способом изучения тем подлинности, самозванства и самосозидания.

Во втором романе Тому уже 31 год, он живёт богато и коллекционирует произведения искусства. В его французском доме хранятся картины Хаима Соломоновича Сутина, крупнейшего мастера “Парижской школы”, его работы Том особенно любил, также были картины Ван Гога, два Магритта, рисунки Жана Кокто и Пабло Пикассо. Кстати, Стивен Зеллиан в своём мини-сериале превратил картину Пикассо одним из сквозных элементов в повествовании. Том обратил внимание на красивую перьевую ручку и картину Пикассо в рабочем углу Дикки на его вилле. Это были первые вещи, которые восхитили его по прибытии.

Во втором романе упоминается художник Дерватт. У Тома хранились две его работы. Дерватт – это тот же Ди Массимо в первом романе. Вымышленный персонаж. Том зарабатывал частично за счёт аферы, в ходе которой подделанные работы Дерватта изготавливались другим художником и продавались через лондонскую галерею под именем Дерватта.
Типичный Дерватт описывается как "розоватое изображение человека в кресле, человека с несколькими очертаниями, так что казалось, что на изображение смотрят через чьи-то искажающие очки”. Писательница Оливия Лэнг (Olivia Laing) предположила, что стиль Дерватта напоминает раннего Фрэнка Ауэрбаха (Frank Auerbach), яркого представителя лондонского авангарда.

Для Тома, мастера-фальсифткатора и имитатора, поддельные работы Дерватта имеют такую же ценность, как и подлинные, если не большую. Размышляя об этом, он вспоминает Хана ван Меегерена (Han van Meegeren), нидерландского живописца, портретиста и известнейшего фальсификатора XX века; он прославился подделкой картин художников XVII века Яна Вермеера и Питера де Хоха.

"Художник делает всё естественно, без усилий. Какая-то сила направляет его руку. Фальсификатор борется изо всех сил, и, если он добивается успеха, это настоящее достижение". Эти слова Ван Меегерена сливаются с собственными мыслями Тома. Том понял, что это его собственная фраза. История самого Тома – это история борьбы за то, чтобы создать новую идентичность с помощью собственной изобретательности и аморальности; он хитростью проложил себе путь к тому, чтобы стать членом международного высшего общества, имеющего право на всё самое лучшее.

Патриция Хайсмит сказала в 1969 году: "Мне нравится, как он отстаивал свои права, говоря, что его картины в любом случае чертовски хороши, так почему бы им не понравиться?" Так и Том восхищается Ван Меегереном.

фото 1-3 Дерватт в "Американском друге" (1977) Вима Вендерса
3 минуты