Найти в Дзене
47,7 тыс подписчиков

Он сбежал из России. И не захотел вернуться. Даже когда мог. Даже когда двери открылись.


После революции он покинул страну. Англия. Германия. Франция. Потом Америка. Уютные кабинеты. Университеты. Покой и коллекции бабочек. И ни одной попытки оглянуться назад. Ни одной попытки вернуть себе язык — не как литературное средство, а как живую связь с народом, с болью, с правдой.

Русскую литературу XX века он считал “второсортной”. Ни Платонов, ни Шолохов, ни Твардовский его не интересовали. Зато восхищался собой. Ученики вспоминали: говорил о Пушкине — только в сравнении с собой. О Гоголе — с ревностью. О Чехове — с презрением. Пастернака считал слабаком. Маяковского — клоуном.

Но его самого сделали всемирно известным не “Дар” и не “Пнин”, а роман о педофилии - “Лолита”, который отказались печатать десятки издательств. Даже в свободолюбивой Европе. В итоге — опубликовало то, что выпускало эротику и порнографию. Вот так в мир вошёл “шедевр”.

Да, он писал изящно.
Да, фразы блистали.
Но о чём был этот блеск?
О разрушенной детской судьбе, описанной с такой холодной эстетикой, что мороз по коже.

Да, он мастер языка. Да, он владеет словом, как хирург скальпелем.
Но то, что он вскрывает — болезненно и грязно. И его эстетизация порока, обволакивание мерзости в кружево из аллитераций — пугает.
Глубина? Возможно. Но глубина не всегда значит — чистота.

Он не хотел быть русским.
Он не хотел быть советским.
Он не хотел быть “одним из”.

Он хотел быть над. Вне. Выше.
И это получилось. Его переводят. Его цитируют. Его изучают.
Но его не любят.

Десять раз номинировался на Нобелевскую — ни разу не получил.
Возможно, потому что гений — это не только форма, но и содержание.

Россию — ту самую, реальную, живую, где пахло землёй, а не кабинетной пылью — он называл «советским недоразумением». Но ностальгия мучила. Он писал стихи, где просил Россию не смотреть на него. Просил не искать его жизни. Просил забыть. Но — от этого его внутренняя разорванность только нарастала.

…обескровить себя, искалечить,
не касаться любимейших книг,
променять на любое наречье
все, что есть у меня, — мой язык.

Но зато, о Россия, сквозь слезы,
сквозь траву двух несмежных могил,
сквозь дрожащие пятна березы,
сквозь все то, чем я смолоду жил,

дорогими слепыми глазами
не смотри на меня, пожалей,
не ищи в этой угольной яме,
не нащупывай жизни моей!

Ибо годы прошли и столетья,
и за горе, за муку, за стыд, —
поздно, поздно! — никто не ответит,
и душа никому не простит.

Владимир Набоков.
Гениальный писатель?
Или человек, превративший талант в броню, чтобы не чувствовать больше ни Родины, ни Совести?

Нужен ли нам такой гений?
Или пора перестать молиться на тех, кто сам стёр следы своих шагов по русской земле?
Он сбежал из России. И не захотел вернуться. Даже когда мог. Даже когда двери открылись.  После революции он покинул страну. Англия. Германия. Франция. Потом Америка. Уютные кабинеты. Университеты.
2 минуты
1878 читали