Найти в Дзене

Картина Константина Юона. "Ночь. Тверской бульвар" написана в 1909 году. Бумага на картоне, акварель, белила, карандаш.

Константин Федорович Юон (1875—1958) начал рисовать с восьми лет и быстро понял, что это и есть его призвание.
В 1900 году Юон уже продает первую картину – «У Новодевичьего монастыря весной» – Третьяковской галерее. Дела молодого художника шли в гору: его пейзажи, в основном посвященные красотам родной Москвы и Подмосковья, полюбились ценителям живописи и быстро раскупались.
Свою будущую жену Клавдию он встретил в конце 1890-х годов и счастливо прожил с ней более полувека, несмотря на сопротивление со стороны отца (Юоны считались обеспеченной семьей, Клавдия же была из простых крестьян). Знакомые говорили, что они понимали друг друга с полуслова.
Один из товарищей Юона запомнил трогательную историю. Как-то раз они с Константином Федоровичем зашли к художнику домой, но обнаружили, что лифт в подъезде не работает. Юон тогда уже был пожилым человеком и испытывал немалые трудности, поднимаясь по лестнице. Однако, пришлось идти. На последней ступени художник остановился, чтобы отдышаться, и заметил стоящее рядом ведро. Ударив по нему ногой, он объяснил товарищу: «Клавдия Алексеевна будет волноваться, а звук от удара похож на скрежет дверей лифта. Пусть она думает, что мы приехали на лифте». Уже в квартире к гостю незаметно подошла супруга художника и вполголоса спросила, не слишком ли трудно Константину Федоровичу было подниматься по лестнице. В ответ на недоуменный взгляд она пояснила, что специально выставила на лестничную клетку ведро, чтобы супруг не думал, что заставил ее переживать.
Что касается самой картины, то стоит отметить, что число живописных изображений Тверского бульвара гораздо меньше, чем описаний в литературе.
Игрой света и тьмы акварель напоминает картины импрессионистов, писавших парижские бульвары и кафе с красивыми женщинами. Залитый светом электричества бульвар полон ночной жизни. Горят огни фонарей, манит прохожих заведение, где у входа как часовой стоит половой в белом.
В книге «Москва в моем творчестве» Константин Юон назвал «Ночь на Тверском бульваре» ноктюрном, «с таинственными силуэтами фигур, выступающих на фоне рассыпавшегося звездой света от яркого фонаря кафе». За столиками завсегдатаи. Две пары молодых мужчин и женщин и две грациозные дамы в многоэтажных шляпках и длиннополых платьях по парижской моде доживают счастливые дни перед грядущими революциями.
Добавим к этому описание вечернего Тверского бульвара того времени из книги А.Я. Гуревича "Москва в начале ХХ века". Заметки современника.
«… Часам к 6-7 вечера состав публики на бульваре менялся. В деревянной ракушке-эстраде, стоявшей против Богословского переулка, рассаживался военный духовой оркестр под управлением бравого капельмейстера. Против эстрады устанавливались складные стулья, за пользование которыми взималась плата не то 3, не то 5 копеек, собираемая старичком сторожем с сумкой и билетиками, как у трамвайного кондуктора. Бульварные сторожа (их было несколько человек, следивших за чистотой и порядком) куда-то исчезали, зато появлялись городовые и дежурный околоточный надзиратель. Появлялось много молодых людей типа приказчиков с дешевыми металлическими тросточками и девушек типа модисток, портных и горничных. Начиналось завязывание знакомств. К этому же кругу тяготели гимназисты и реалисты из старших классов в лихо изломанных фуражках.
… К вечеру картина такая. Темнеет. Зажигаются немногочисленные и неяркие фонари. Гремит полковая музыка. Солидная публика исчезла, разве несколько человек остались на стульях и слушают музыку. В небольшой будке поблизости раздается смех — это на силомере пробуют свою силу приказчики и над слабосильными смеются стоящие рядом девицы».
Для лучшего совмещения современного и прошлого образов Тверского бульвара к посту кроме самой картины добавлены его исторические и современные фотографии. Напомним, что бульвар описан в первой книге «О Москве в стиле odinmirage», а глава о бульваре доступна в полном объеме на одноименном канале ДЗЕН.
3 минуты