Найти в Дзене
122 подписчика

Мадонна в гроте»

Автор: Леонардо Да Винчи.

🖼️Главная особенность одной из самых загадочных картин в западном искусстве «Мадонна в скалах» — это то, что их на самом деле две. О них по сей день историки и искусствоведы ведут горячие споры. Происхождение культового полотна, тайные смыслы, которые зашифровал в своей работе славящийся своими загадками да Винчи — всё это не даёт покоя исследователям.

Картина была заказана мастеру 25 апреля 1483 года Братством Непорочного Зачатия для центральной панели деревянного алтаря, построенного Джакомо дель Майно для Часовни Зачатия. Часовня являлась частью церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане, Италия. В росписи алтаря также участвовали два брата: Евангелиста и Амброджо де Предис.

Первую работу приобрёл герцог Миланский Людовико Сфорца, покровитель да Винчи. Также он оплачивал Леонардо труд над вторым вариантом. В 1625 году «Мадонна в скалах» перешла во владение Кассиано даль Поццо и хранилась в замке Фонтенбло во Франции. Некоторые искусствоведы считают, что вторая версия картины была написана совсем не гением Возрождения, а группой его учеников. В пользу этой теории говорят некоторые стилистические отличия, намекающие на чужую руку.

🖼️Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты.

Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины. А в 1508 году, при участии свого ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же закончил второй вариант картины, которая ныне и находится в Лондоне. Изображения на этих двух полотнах во многом отличаются.

Лондонский вариант:
Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.

🖼️Сюжет изображает встречу Девы Марии и Младенца Христа с маленьким Иоанном Крестителем во время бегства в Египет. В основу композиции Леонардо да Винчи положил апокрифический сюжет из текста «Жизни Иоанна по Серапиону» о детстве Христа.

На картине Дева Мария сидит на земле скалистого грота, возвышаясь над фигурами Христа и св. Иоанна, как бы оберегает и охраняет их, простирая руки. Гармоничность и нежность сцены контрастирует с тёмным фоном — скалистым гротом, и некоторые исследователи видят в нём отсылку к будущим крестным страданиям Христа.
Очертания фигур смягчены сфумато — техникой сглаживания контуров и цветовых переходов, изобретённой Леонардо. Пространство картины воспринимается как очень воздушное, лёгкое, нежное.

На переднем плане полотна изображены четыре фигуры, стоящие на коленях. Центральная фигура — Пресвятая Богородица, справа от неё (слева от зрителей) находится фигура маленького Иоанна Крестителя. Правая рука Марии лежит на плечах Иоанна, как бы мягко удерживая его, так сказать, под своим крылом. Он стоит на коленях, согнув левую ногу, его руки сложены в молитвенном жесте, направленном на Иисуса Христа, который находится напротив него. Слева от Марии (справа от зрителя) фигура сидящего ангела. Его крылья едва видны.
Левая рука Марии поднята над головой младенца Иисуса. Указательный палец правой руки ангела указывает на фигуру святого Иоанна, а его левая рука нежно поддерживает Христа. Интересно, что на второй версии картины отсутствует эта деталь, а взгляд ангела более медитативен и несколько отстранён. Иисус расположен к зрителю ближе всего, он держит правый указательный и средний пальцы в жесте благословения Иоанну, а левой рукой опирается на камни рядом с собой.
Фигуры изображены на фоне скал, в пещере. Рядом какой-то водоём, а вдоль изогнутого верхнего края композиции бесконечно голубое небесное пространство. На переднем и заднем плане с ботанической точностью изображены различные растения. Учёные идентифицировали пальму, первоцвет, цикламен и водосбор.
Уникальной картину делает манера изображения фигур да Винчи.
3 минуты