60 подписчиков
#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 2
ДЕТИ НА СЛУЖБЕ
Я — детский аналитический психолог. Почитаю за честь работать с детьми и подростками, потому что взрослый клиент может приукрашивать: мол, модный терапевт, пойду к вам или «надо, значит, надо»… дети и подростки так не умеют. Если ты хороша в безопасном контакте для него, он проголосует своим: «хочу». Если нет, то так и скажет - мне не понравилось, не пойду.
И работать с детьми и подростками тоже люблю: психические процессы часто видимые, через рисунок, игру, фантазии… это ли не счастье для шахтера? Да, после 50-минутной сессии ты с мокрой спиной и выжатая, как лимон, зато тебе насыпалось миллион беспристрастных благодарных теплых искр. Это невидимая, но хорошо ощутимая в контрпереносе штука.
И все же я не люблю работать с детьми, и даже подумываю не закрыть ли лавочку.
Эту книгу пишу, чтобы самой разобраться в своих размышлениях, и чтобы поговорить со всеми теми родителями, которые должны бы привести ребёнка/подростка в регулярную терапию, или привели, или привели и забрали, или не привели и не приведут.
Фух. Больная тема, как вы понимаете.
Вот родители, нормальные такие ребята. И они вдруг поняли, что с ребенком что-то не то, и оно «само» не рассасывается. Собрались с духом и пришли к психологу.
* Про «собраться с духом» я не иронизирую, очень хорошо помню, как привела дочь на первую встречу. Мы посидели немного втроем, потом я ушла. Опомнилась через час в каком-то магазине, примеряя рандомные платья. Меня трясло.
Теперь, чур, я - психолог, а вы - клиенты!
Мы поговорили, обсудили, что волнует родителей, а что - ребёнка. Хорошо, если пришли втроем, много материала получается из наблюдений за взаимодействием.
Кто на кого смотрит, когда надо отвечать на вопрос и как смотрит. Кто на кого вообще не смотрит. Что и как говорят родители, когда ребёнок выходит за границу. И тд.
Хороший диагностический момент, когда я при ребёнке начинаю задавать вопросы, которые касаются «как бы тайны». Это может быть тема напряжения в отношениях родителей, тема истории рождения ребёнка, тема отношений родителей мамы и папы к выбору партнера и рождению. Много всего, и про влияние тайны будет отдельная глава.
Некоторые родители пугаются и снижают голос до шепота, глазами показывая на ребёнка в песочнице (*юнгианская песочница - наше всё! ), мол, не надо это ему слышать.
Некоторые спрашивают: «а ничего, что мы об этом? Ему не повредит?»
Отвечаю: «если есть что-то, касающееся ребёнка и скрываемое от него, он будет это проживать иррационально, и, скорее всего, через страхи и/или симптомы».
Пример из практики: неожиданно для жены муж заявил о расставании и разводе. Привел причины, аргументы и варианты будущего. Она была уязвлена, но держала лицо. Он не поверил своему счастью, что все так легко и быстро разрешилось.
Она подумала всего пару дней и выкатила свои условия: будь по-твоему, я навязываться и рвать волосы не буду. С квартирой для себя я вопрос решу сама, а вот сын будет жить с тобой, иначе для мальчика будет плохо. И сегодня вечером ты сам ему об этом скажешь, я буду присутствовать.
Муж снова офигел и немного зассал, так как реальность была уже не такой приятной. Подумал немного и вернулся к жене с извинениями и предложением продолжить отношения. Вроде все неплохо, да?
Только ребенок в эти две ночи плохо спал, просыпался и кричал: мамочка, не уходи! Истерика во сне, с открытыми глазами. Конечно, родители были напуганы.
А потом сказал, что боится ходить на тренировки (которые очень любил).
- Чего боишься, - спросили родители?
- Что мне в спину прилетит нож, - сказал парень, - хотя я понимаю, что это невозможно.
Вроде бы все очевидно. Но родители сомневаются: «они ведь ничего ему не говорили о разводе, вели себя естественно! Откуда истерики и такой глупый страх?»
Запомните или запишите, а лучше сделайте тату: если взрослые чего-то не говорят, это не значит, что ребёнок этого не знает (возраст абсолютно любой). Это означает, что он с этим материалом связывается бессознательно и психическое выдает иррациональный ответ.
3 минуты
29 октября 2024