18 тыс подписчиков
[Memory] С-178, Как рождаются герои?
21 октября 1981 года в результате трагичных стечений обстоятельств (скажем деликатно) - советская подлодка С-178, которая возвращалась Владивосток в надводном положении, около острова Скрыплева была протаранена теплоходом «Рефрижератор-13». В результате страшный удар обрушился на лодку в районе кормовых отсеков, вскрытая как консервная банка, С-178 легла на грунт на глубине 34 метров.
Сегодня надо вспомнить:
-как погибли моряки из 4,5,6 отсеков, успев загерметизировать переборку в центральный - их было 18 человек;
-как в седьмом остались еще четверо. Они смогли загерметизировать отсек, но не смогли выйти наружу и несколько часов умирали, задыхаясь медленно, в полной темноте;
-как 11 человек, находившихся на мостике, были сбиты в воду страшным ударом, четверо из них утонули. Только семерых подняли на борт рефрижератора, который нарушил правила плавания в порту Владивосток (капитан теплохода потом получил 15 лет тюремного заключения, но легче от этого не стало);
-как уже через полчаса после происшествия в базе была объявлена тревога, поисковые силы, спасатели начали действовать.
Но главное не забыть как на глубине 34 метров в лежащей на правом борту подводной лодке люди боролись за жизнь:
-как вода затапливала третий отсек (ЦП), а из-за замыкания батарей во втором отсеке произошел взрыв и вспыхнул пожар. Пожар в тонущей ПЛ, в полной темноте – верная смерть. Но благодаря умелым действиям экипажа огонь погасили и уже в ИДА перебрались во второй отсек, задраив люк в третий;
-как в полной темноте 15 человек, присоединив лампочку к аварийному источнику питания от радиостанции, перестукивались с первым отсеком, пока те не открыли, – там нашлись еще 11 моряков. Итого 26.
-как старпом лодки капитан-лейтенант Сергей Кубынин, механик Валерий Зыбин, командир БЧ-4 Сергей Иванов смогли сплотить оставшихся моряков, не допустить паники и в дальнейшем обеспечить действия по спасению. Как поднимали дух спиртом, награждениями, добрым словом и "дембельскими шоколадками";
-как с лодки был выпущен сигнальный буй с кабелем, что позволило спасателям общаться с лодкой, обсудили механизм спасения – выбираться через затопленный отсект, только спасательных комплектов на лодке было 16 на 26 моряков.
-как Кубынин общался с НШ ТОФ в.-адмиралом Рудольфом Голосовым, который руководил операцией, и узнали, что спасать их будет специальная лодка «Ленок»,
-как шторм оборвал сигнальный буй, а "легендарная" лодка оказалась неготовой к таким действиям на тот момент и было потеряно драгоценное время;
-как Кубынин отправил двоих покрепче в спасательных комплектах: Сергея Иванова и трюмного Александра Мальцева. Им удалось выбраться, добраться до командования, но их не стали расспрашивать – был план операции от старшего начальника, а мнение людей с затонувшей С-178 мало интересовали руководство;
-как из-за неготовности оборудования "Ленок" более 40 часов искал затонувшую С-178, и ее водолазы не смогли вытащить всех (батареи на лодке были разряжены, пришлось всплывать не завершив спасение всех кто был на С-178). Хорошо, что смогли доставить на борт лодки недостающие ИДА;
-как старпом Кубынину пришлось выпускать людей наверх уже без подстраховки,когда моряков с С-178 никто уже не ждал наверху. Они всплывали самостоятельно, взлетали вверх вместе с пузырьками воздуха (со всеми вытекающими последствиями);
-как старпом оставался на лодке до последнего и, в последний раз осмотрев темный отсек где уже почти не оставалось воздуха, в индивидуальном спасательном комплекте выбрался из лодки, потеряв сознание прямо под водой. Но его нашли.
Всего погибло 32 человека (тела шестерых из них так и не нашли).
Вечная слава советским подводникам!
Надо помнить.
P.S. А ведь Рудольф Голосов нам знаком, причем более инициативными и обдуманными решениями
3 минуты
21 октября 2024