Найти тему
181 подписчик

​​Немного соображений о наладке штампов и подготовке к ней по воспоминаниям из прошлой жизни. Как-то при запуске одного из проектов Рено Россия лет девять назад я задал вопрос одному из специалистов по проработке процесса перед запуском штампов в производство, он касался слишком острого радиуса на «носике» переднего крыла (менее 1 мм) и его осуществимости в реальной жизни: я спросил его, как он себе представляет выполнение такого радиуса на инструменте (штампе) c учётом его корреляции на толщину листа, ведь это уже не радиус, а скорее лезвие; хрупкость и нереальность такого процесса и инструмента очевидны. Беспечный француз ответил примерно следующее: «ты же спец по наладке, разберешься! Обдерешь радиус, чтобы всё получилось, и никто ничего не заметит». Меня поразил этот ответ. Впоследствии не раз и не два мне приходилось сталкиваться с подобными оправданиями, суть которых заключается в следующем (я немного гиперболизирую и паясничаю, да): мы видим, что спроектирована откровенная ерунда/наша симуляция не имеет ничего общего с реальной жизнью/понимаем, что в реальной оснастке и в реальной жизни так не делается, НО: «надо же и вам при наладке поработать, не всё должно быть гладко, потрудитесь, это же ваша работа!».

Давайте представим, что данный подход «в наладке разберутся» применяется впоследствии вообще на всех стадиях: пусть специалисты по приёмке литья не смотрят на неметаллические включения (мне приходилось видеть штампы вытяжки на «лицевые» детали проектов Рено, из которых при рабочем ходе буквально высыпается песок на рабочие части), пусть специалисты по механической обработке не обращают внимание на мелочи вроде зарезов и нехватки опоры для направляющих элементов при фрезеровке литья, пусть слесари, занимающиеся сборкой, не обращают внимание на зазоры между секциями/вставками и литьём, пусть затирка рабочих поверхностей производится абы как, без учета направления движения листа при его затягивании в матрицу и смыкании штампов, пусть споттинг не доделан, пусть приёмка штампов ведётся спустя рукава… что будет на выходе? Все эти разноцветные нити несоответствий сплетутся в большой и уродливый гобелен, и очевидно, данный «шедевр» в полной мере оценят те самые специалисты по наладке, которым предлагается «поработать». Иногда понять абсурдность такого подхода помогают области, напрямую связанные с человеческой жизнью.
Что бы вы сказали о медиках, занимающихся подготовкой хирургической операции, если бы анестезиолог не учитывал всех нюансов переносимости наркоза и его дозировки, диагност не изучил бы внимательно всех анализов перед операцией (да ладно там, вскрытие покажет, пусть хирург свою работу делает)? Что бы вы сказали об артиллеристах, армейской авиации, операторах «птичек» и специалистах по РЭБ, не отработавших подготовку штурма как положено — так, чтобы штурмовикам было проще выполнить их главные задачи, не отвлекаясь на то, что не доделали до них? Мне приходилось писать о том, что наладка крупных штампов для массового производства даже при идеальной подготовке процесса неизбежно требует решения самых неожиданных проблем, предсказать которые практически невозможно — особенно по мере усложнения дизайна современных автомобилей, за которым с трудом поспевает софт для виртуального моделирования процессов штамповки. В подобных условиях передовым подходом является максимальное сближение теории и практики вплоть до составления метамоделей, учёт обратной связи по прошлым запускам, максимальный учёт практических результатов еще на стадии виртуального моделирования, как это делают, например, шведы, максимальное качество изготовления и сборки штампа, то есть когда все усилия команды направлены на облегчение наладки и запуска, а не на то, чтобы сгрузить туда проблемы, для которых не нашлось решения на предыдущих этапах.
Да и вообще по жизни всегда лучше быть частью решения, а не частью проблемы.
P.S. фото из архива проектов Рено 2020 года.
#немного_матчасти #воспоминания #аналитика
Поддержать канал:
5469550046228679
​​Немного соображений о наладке штампов и подготовке к ней по воспоминаниям из прошлой жизни.
3 минуты