Найти тему

ЖИВИ НЕ УМОМ, А СЕРДЦЕМ


Иногда думают это быть сердечным, как-то открытым. Но смысл и в адвайта-веданте, и в шиваизме «сердца» очень глубокий – это значит жить Богом, смотреть на мир глазами созерцательного присутствия, которое осознает Бога.

«Сердце – это Праджапати, это брахман, это все. Оно имеет три слога: хри – да – ям.

«хри» – один слог; кто знает это, тому и свои, и чужие люди приносят подношения.

«да» – еще один слог; кто знает это, тому и свои, и чужие люди дают дары.

«ям» – еще один слог; кто знает это, тот идет в небесный мир».
Брихадараньяка-упанишада

В «Чхандогья-упанишаде» сердце, в соответствии с сакральной этимологией определяется как местопребывание индивидуального начала, атмана и совпадающего с ним начала абсолютного, то есть Брахмана:

«В сердце – он, поэтому он – «хридаям».

Согласно мистической терминологии шиваизма сердце (хридая) - один из субститутов понятия «абсолютное сознание» (самвит). Биением живого сердца символизируется пульсация энергии абсолютного сознания, именуемой спанда, спхурата, Парашакти и так далее.

В терминологии йоги, широко применяемой в религиозно-мистической практике шиваизма, к мистическому сердцу прилагается эпитет мадхья дхама (серединная обитель), из которой происходит согласно мистической психофизиологии йоги деятельность пяти органов перцепции (джняна-индрии) и в которой они обретают успокоение.
ЖИВИ НЕ УМОМ, А СЕРДЦЕМ  Иногда думают это быть сердечным, как-то открытым.
1 минута