ЖИВИ НЕ УМОМ, А СЕРДЦЕМ
Иногда думают это быть сердечным, как-то открытым. Но смысл и в адвайта-веданте, и в шиваизме «сердца» очень глубокий – это значит жить Богом, смотреть на мир глазами созерцательного присутствия, которое осознает Бога.
«Сердце – это Праджапати, это брахман, это все. Оно имеет три слога: хри – да – ям.
«хри» – один слог; кто знает это, тому и свои, и чужие люди приносят подношения.
«да» – еще один слог; кто знает это, тому и свои, и чужие люди дают дары.
«ям» – еще один слог; кто знает это, тот идет в небесный мир».
Брихадараньяка-упанишада
В «Чхандогья-упанишаде» сердце, в соответствии с сакральной этимологией определяется как местопребывание индивидуального начала, атмана и совпадающего с ним начала абсолютного, то есть Брахмана:
«В сердце – он, поэтому он – «хридаям».
Согласно мистической терминологии шиваизма сердце (хридая) - один из субститутов понятия «абсолютное сознание» (самвит). Биением живого сердца символизируется пульсация энергии абсолютного сознания, именуемой спанда, спхурата, Парашакти и так далее.
В терминологии йоги, широко применяемой в религиозно-мистической практике шиваизма, к мистическому сердцу прилагается эпитет мадхья дхама (серединная обитель), из которой происходит согласно мистической психофизиологии йоги деятельность пяти органов перцепции (джняна-индрии) и в которой они обретают успокоение.
1 минута
20 октября 2024