28 подписчиков
Возрастные кризисы 🤪
Начнем с того, что возрастные кризисы – это нормально. 🙂
Они сопровождают переход из одной возрастной категории в другую. Кризис – это символ окончания одного важного периода в жизни человека, и начала другого, не менее важного этапа.
Кризис новорожденности, 3 лет и подростковый кризис относят к большим жизненным кризисам, поскольку на них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Поэтому большой ошибкой было бы обойти их своим вниманием.
Слово «кризис» в китайском языке обозначается двумя иероглифами, один из которых означает «опасность», а второй – «возможность». В этой формулировке, на мой взгляд, заключается наиболее емкое описание этого понятия, поскольку именно в кризисные периоды происходит наиболее активное развитие личности.
Термин «возрастной кризис» ввел в обиход русский психолог Лев Выготский, и именно он выделил основные периоды в развитии человека, и обозначил возрастные кризисы, как промежуточные, переходные этапы из одного периода в другой. Сейчас психологи выделяют несколько возрастных кризисов, через которые так или иначе проходит в своей жизни каждый ребенок:
1️⃣Кризис рождения или новорожденности – первый возрастной кризис, когда ребенок появляется на свет из уютного маминого живота. Ему дискомфортно и неуютно: приходится учиться есть, сообщать миру о своих потребностях, двигаться – и это очень непросто! Маме будет гораздо легче воспринимать его плач, если она будет помнить о том, что малышу ничуть не легче, чем ей. От того, насколько полно удовлетворяются потребности ребенка в этот период, зависит формирование базового доверия или недоверия к внешнему миру.
2️⃣ Кризис 1 года.
Ребенок начинает самостоятельно ходить и интересоваться окружающим миром. А как следствие – ему нужно больше свободы и автономии и в передвижениях, и в познании мира. Если родители помогают ребенку в этот период получить больше самостоятельности и удовлетворить его потребности; если они логичны и последовательны в контроле, а контроль служит для обеспечения безопасности ребенка, а не для ограничения его возможностей – то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка в будущем могут развиться страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
3️⃣Кризис 3 лет. Или, как его еще называют психологи «Я сам».
Кризис заключается в переходе от полностью зависимого от взрослых существования к существованию более автономному и самостоятельному. Ребенок стремится все делать сам, что часто идет вразрез с планами родителей, и вызывает их раздражение. Если родители поддерживают самостоятельность ребенка в этом возрасте, то он, как правило, вырастает инициативным, активным и деятельным. Если самостоятельность подавляется – есть большая доля вероятности, что ребенок превратится в покорного и безынициативного взрослого с выраженным чувством вины.
4️⃣Кризис 7 лет.
Социально-когнитивный кризис. В этом возрасте ребенок еще больше стремится к автономности, и наибольший вред ему можно нанести, систематически нарушая его границы и жестко контролируя его познавательные порывы и ограничивая возможности для изучения мира и себя. В результате преодоления этого кризиса, ребенок либо развивает вкус к труду, либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
5️⃣ Кризис подросткового возраста – 13 лет.
Кризис самоидентификации. Наиболее остро стоит в этом возрасте вопрос самоопределения («кто я?») и вопрос завоевания своего места в этом мире и в обществе (отсюда – стремление почувствовать себя частью группы, какого-либо движения, сообщества). Именно поэтому у подростков очень обостренное восприятие критики в свой адрес и очень болезненное восприятие себя. От успешности усвоения подростком социальных ролей и выбора круга для общения и самореализации во многом зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
#возрастные_кризисы
3 минуты
18 октября