Найти в Дзене

Бродяжничество у детей – это самовольный уход (побег), который характеризуется добровольным, самовольным (тайным или явным) оставлением дома или организации. Учитываются случаи, когда ребёнок младше 7 лет безвестно отсутствует в течение 1 часа; старше 7 лет – больше 3 часов без оповещения родителей/законных представителей с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.


🔜Как правило, встречается в возрасте 7-17 лет, преимущественно у мальчиков.

🔜Главная причина – семейная и школьная дезадаптация.

🔜Есть три этапа формирования бродяжничества. И только последний является паталогией – дромоманией, когда уход и бродяжничество становятся непреодолимой тягой. Дромомания сохраняется и в зрелом возрасте.

🔜Исследование Чижовой, Малининой и Бенько, 2010 г, описывает, что дети с СДВГ, склонные к бродяжничеству делятся на 2 типа:

1️⃣аффективно-поведенческий, с преобладанием аффективных реакций и оппозиционного расстройства

Конфликтность, грубость, частые агрессивные, враждебные поступки. Эмоциональная лабильность, аффективные вспышки, протестные реакции, необузданные шалости, конфликтное, брутальное поведение. Характерна дезадаптация в поведенческой сфере с асоциальными (девиантными) поступками. Отмечены неустойчивость внимания, нарушение дисциплины, пропуски школьных занятий после конфликтных ситуаций.

Особенности уходов: реактивный, импульсивный характер после конфликтных ситуаций. Во время уходов подростки, как правило, находились у друзей, у родственников и знакомых. Иногда уходы сопровождались употреблением спиртных напитков (чаще крепких), совершением противоправных действий. Динамическое изучение уходов показало, что они практически не достигали уровня и выраженности проявлений истинной дромомании.

2️⃣инфантильно-поведенческий с превалированием личностной незрелости, гиперактивности и симптомов невропатии

Эти дети отличались незрелостью личностных реакций, преобладанием игровых интересов, яркостью и живостью эмоций, внушаемостью и недостаточной самостоятельностью. Двигательное беспокойство, гипердинамичность, лёгкая возбудимость, импульсивность поступков. Дети отличались незрелостью интересов, поверхностными суждениями, нестойкостью привязанностей. Сочетание поведенческих расстройств с невропатической симптоматикой: беспокойный сон, повышенная чувствительность к различным раздражителям, нецеленаправленная деятельность с низкими результатами достижения цели в связи с возбудимостью и импульсивностью, низкая мотивационная деятельность. Личностные особенности: повышенная внушаемость, податливость внешнему влиянию, крайняя изменчивость интересов, неспособность к длительному волевому усилию.

Школьная дезадаптация по когнитивному варианту: отсутствие мотивации к обучению, отсутствие познавательного интереса, нарушение когнитивного функционировании, низкая академическая успеваемость. Пропуски занятий не носили реактивного характера, а являлись выражением «сенсорной жажды». Будучи повышенно внушаемыми, они легко усваивали отрицательные формы поведения.

Особенностями уходов было бродяжничество группами. Во время уходов дети находились в местах, непредназначенных для проживания (чердаки, подвалы, теплотрассы). Наблюдалась связь уходов с частым употреблением слабоалкогольных напитков и ингаляциями паров бытовой химии. Для них было характерно совершение групповых противоправных действий и попрошайничество. Данная группа плохо поддаётся реабилитационным мероприятиям. Есть склонность к расторможению влечений, к формированию истинной дромомании.

Итого:

Бродяжничество при СДВГ – это крайняя степень проявления тяги к быстрым удовольствиям, избегания деятельности (сложной, неприятной, требующей больших ресурсозатрат).

Как бороться:
1. Лучше предотвращать – начать заниматься коррекцией СДВГ как можно раньше, чтобы привить ребёнку навыки саморегуляции.
2. Во всех изученных источниках на первом месте в маршруте коррекции стоит проработка детско-родительских отношений, затем – настраивание коммуникации семья-школа, включенное окружение (включая педагогов).
3 минуты