149 подписчиков
Внезапно родившийся из теплого осеннего воздуха коктейль (Дымный сбитень, как назвал его муж) на островном виски (2 унции) и сбитне (чуть меньше унции) (с соком половинки лимона шейкануть и процедить) напомнил мне серию книг, посвященных различным мифологиям и чертовщине от МИФ. Я их собираю в фоновом режиме, с этим коктейлем у меня, конечно, ассоциируются две. Это Славянские мифы Александры Барковой (вообще я сейчас читаю её же книгу по мифологии Толкина, интересную особенно ещё тем, что сама она толкинистка со стажем и с эльфийским ником впридачу к ученой степени по филологии) и Кельтские мифы Миранды Олдхаус-Грин (валлийка и профессор археологии). В каком-то смысле эти две книги представляют два разных подхода, возможных в анализе мифов, филологический и историко-археологический. Мне ближе второй, но возможности первого, анализирующего годовые кольца мифологем, также нельзя отрицать. В славянской мифологии мне вообще всегда виделось слишком много измышленного, а ещё больше - привнесённого извне. Вот Баркова ссылается на Константина Багрянородного, рассказывающего про культ деревьев у русов. Но ведь русы в его времена - это была наша правящая верхушка скандинавского происхождения. И их культ деревьев явно растет из Иггдрасиля, а не из славянских традиций. Сколько ещё таких культов было смешано в этом коктейле, называемом теперь славянской мифологией, даже если не брать в расчет тех "кабинетных богов" вроде Леля, которые были "вычитаны" из фольклора в период раннего цветения национального самосознания повсюду в Европе?
Наверное, это вопросы для отдельной, совсем не короткой, статьи.
Резюмируя же по сабжу, книги эти, конечно, очень коротки для того, чтобы обеспечить полное погружение, во многом появляется больше вопросов, чем ответов (отсутствие ссылок на источники у Барковой заставляет сомневаться в некоторых смелых конструкциях, а у Олдхаус-Грин мне просто было мало всего, про Артура того же, например), но я предлагаю не смотреть на них как на исчерпывающие монографии. Скорее это введение в специальность. Наверняка, многое в них обратит на себя внимание и заставит исследовать эти темы подробнее. И это определенно имеет смысл, потому что мифы - это археология нашего сознания. Как писал Моэм совершенно по другому поводу: "В человеке заложена способность к мифотворчеству. Поэтому люди, алчно впитывая в себя ошеломляющие или таинственные рассказы о жизни тех, что выделились из среды себе подобных, творят легенду и сами же проникаются фанатической верой в нее. Это бунт романтики против заурядности жизни".
2 минуты
27 октября 2024