123 подписчика
🏥Когда из зала крикнули: «Автора!», главный администратор театра ответил: «Его уже увезли в сумасшедший дом».
Так описывал очевидец футуристическую оперу «Победа над Солнцем», поставленную Михаилом Матюшиным и Алексеем Крученых в 1913 году в петербургском театре «Луна-парк».
Опера повествует о том, как группа писателей-футуристов отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно кидали с «парохода современности».
Главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошёл в историю культуры, является вклад художников-оформителей, в первую очередь Малевича.
Используя геометрические абстрактные фигуры, Малевич создал декорации и костюмы, а работа над постановкой в целом послужила толчком к рождению супрематизма. Знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник именно в декорациях к «Победе над солнцем».
Подготовка премьерного спектакля свелась к двум репетициям. Опера была показана дважды, исполняли её в основном актёры-любители (большей частью студенты). Исключение составили лишь два профессиональных певца. По свидетельствам современников, единственным инструментом, который удалось раздобыть для постановки, было расстроенное фортепиано, которое окрестили «старой кастрюлей».
В конце 1913 либретто оперы и фрагменты нотной партитуры были опубликованы отдельным изданием
1 минута
14 октября 2024