Найти тему
18 подписчиков

#изменения


Поговорим про выученную беспомощность и важность контроля.
Для начала просто описание эксперимента Мартина Селигмана.
Две пары крыс, обе клетках, в обеих парах одна крыса может получить еду, нажав на рычажок.
В первой паре крысу бьет током перед тем, как она получит еду. Конечно это очень травматично и фрустрирующе для крысы, но она довольно быстро адаптируется, потому что может контролировать ситуацию. Что значит - адаптируется? Это значит, удары током продолжаются, а стресс от них уменьшается. "Да, чтобы получить еду, надо получить удар током, но я сама могу решать, когда это произойдет." Если бы у крысы была способность думать, то она подумала бы так. Но для адаптации достаточно того, чтобы она могла это контролировать, даже не думая об этом.
Вторая крыса тоже получала еду, нажав на рычажок, но током ее било, когда на рычажок нажимала другая крыса. Вместо толерантности бедные крысы, не контролирующие удары током, приобрели сверх чувствительность к ним. Это значит, что каждый новый удар вызывал бОльший стресс, чем предыдущий. В длительном наблюдении у таких животных появлялись язва желудка, они теряли в весе, у них снижался иммунитет. И самое плохое, когда им давали контроль над ударами током, они не могли понять, что он у них есть, потому что были сильно испуганы и не могли экспериментировать.
Это и называют выученной беспомощностью.

Теперь про нас, людей. Ситуация, когда мы не имеем контроля над травматическими событиями, случается с нами рано или поздно и много раз. Важно уметь возвращать контроль. Чем больше у нас в опыте ситуаций, когда мы что-то контролируем, даже если не контролируем другое, тем больше возможности возвращать контроль.

Психотерапия должна быть пространством, где человек получает такой опыт.
#изменения  Поговорим про выученную беспомощность и важность контроля. Для начала просто описание эксперимента Мартина Селигмана.
1 минута