22 подписчика
Люпин (волчьи бобы) наряду с мальвой воспринимался как привычная пища бедняков. Афиней приводит их скорбный плач («Вся наша еда состоит из бобов, люпина и зелени...») и издевается над аскетизмом философа Менедема: у него, дескать, лишь люпины резвились на столе (Deipn., 2.44). Но люпин – это спасение от голодной смерти, а все потому, что он неприхотлив и растет повсеместно, его бобы хорошо хранятся, не гниют, их не грызут черви и мыши (из-за присущей им «едкой горечи», как замечает Теофраст, повинен в которой, как выяснилось позже, алкалоид люпинин). Наконец, люпин рекордсмен по содержанию белка, он хорошо утоляет голод, а потому еще в древности стал популярным фастфудом: его продавали уличные торговцы, а покупатели часто ели его на ходу, бросая под ноги шелуху, чем вызывали приступы ярости у ревнителей чистоты («пусть идет ко всем чертям, кто ел люпин и шелухою мусорил в прихожей. Чтоб он подавился, мусоря!» (2.45)).
Но чтобы есть волчьи бобы без отвращения и без тяжелых последствий для здоровья, их нужно не менее 14 дней вымачивать в морской воде или в пресной, подслащеной медом, а затем варить от двух часов и более - лишь тогда горечь уходит.
Интересно, что философ Зенон из Китиона объяснял особенности своего характера через сравнение с бобами люпина:
«обычно суровый и очень резкий с приятелями, напившись вина, он становился приветливым и ласковым. А кто спрашивал, отчего это, он отвечал, что это так происходит и с волчьими бобами: они, мол, пока не размокнут, очень горькие, а как напитаются влагой, становятся сладкими и очень вкусными» (2.45).
1 минута
12 октября 2024