Найти тему

Известно, что по окончании наполеоновских войн Россия на некоторое время «вошла в моду» в Европе, что отразилось в частности и во влиянии русского военного мундира на униформу армий европейских стран. Безусловно, в наибольшей степени такое русское «мундирное» влияние прослеживается в Пруссии, также его можно заметить в Швеции. Между тем я обнаружил такое влияние (ну, или то, что конкретно я расцениваю как влияние русской мундирной эстетики) в достаточно неожиданном и удаленном от России месте, а именно в Королевстве обеих Сицилий, то есть Неаполе. На левой картинке изображен неаполитанский гвардейский гусар периода 1824-28 гг., в облике которого сложно не усмотреть русское влияние. И в наибольше степени такое впечатление складывается из-за кивера «с развалом», характерного для русской армии периода 1812-14 гг. Правда, в последнее время мэтры отечественной униформологии активно опровергают сам факт сколько-нибудь массового существования подобных киверов в русской армии, утверждая, что «развалом» называлось что-то совсем иное, а вот этот характерный «прогиб» в середине колпака головного убора был лишь отдельными проявлениями «неуставщины». Вполне может быть и так. В таком случае приходится признать, что, видимо, и эта неуставщина повлияла на зарубежную мундирную эстетику и оказалась заимствована даже на юге Италии. Причем очевидно, что это не единичный случай и не прихоть художника – на приводимой справа другой картинке гвардейский гусар (крайняя слева конная фигура) изображен в кивере с таким же «развалом». Может быть, конечно, что одно из приводимых изображений послужило источником для другого, но все же, все же, как кажется, «это ж-ж-ж неспроста».

1 минута