11 подписчиков
/Про эмоции/
«Счастье – проживание мозаики из удовлетворения, интереса, радости, легкой грусти, проявления недовольства, осмысленного разочарования и других чувств. Когда допускаю ВСЕ чувства, но держу их на умеренном уровне» (перефразированное высказывание Роберта Лихи, доктора психологии, профессора Йельского университета).
Часто от пациентов можно услышать, что они хотели бы совсем избавиться от тех или иных «негативных чувств\эмоций».
Но задача КПТ-терапии состоит не в том, чтобы убрать или изменить знак эмоции/чувства, а в том, чтобы уменьшить интенсивность переживаний, которые могут привести к дисфункциональному состоянию, а также научить распознавать возникающие эмоции/чувства и доверять им.
Давайте посмотрим на «негативные эмоции» под другим углом зрения. Но для начала примем следующий постулат: Эмоции – это психологический инструмент для адаптации, выполняющий сигнальную функцию.
ЗЛОСТЬ (неудовольствие) – побуждает к действию, сигнализирует о том, что пора что-то начать или закончить;
ПЕЧАЛЬ (грусть) – участвует в переосмыслении негативных представлений;
СТРАХ (тревога) - позволяет предсказать опасность, позволяет собрать информацию и сформировать адаптационные механизмы;
Чувство ВИНЫ и СТЫДА – социальные переживания (регуляторы поведения-самокоррекции);
ОТВРАЩЕНИЕ – сигнал об опасности;
РАСТЕРЯННОСТЬ – сигнал о необходимости времени на осмысление и анализ информации;
ОТЧАЯНИЕ – отказ от желания/потребности (анализ возможностей и ограничений);
ОБИДА – информация о несоответствии ожиданий и реальности;
РАЗОЧАРОВАНИЕ – разрушение неадаптивных представлений/иллюзий;
СОМНЕНИЯ – анализ совместных мнений (формирование собственного мнения) - так формируется идентичность;
РАДОСТЬ (интерес) - приковывает внимание на объекте и удерживает его;
СОЖАЛЕНИЕ - обучение на ошибках (самокоррекция);
ЗАВИСТЬ – анализ ограничений/возможностей (куда дальше двигаться);
НЕНАВИСТЬ – требуется бОльшая дистанция/необходимость регулировать дистанцию;
СКУКА - сигнал о необходимости переключения внимания на ощущения\чувства.
Напишите, пожалуйста, в комментариях как повлияла на вас полученная информация, получили ли вы инсайты в процессе прочтения, что удивило? Какие выводы вы для себя сделали?
*заметка создана по материалам лекции второй ступени когнитивно-поведенческой терапии Ирины Викторовны Бубновой
Больше информации в t.me/...sol
1 минута
10 октября 2024