Найти тему

Первые белокаменные надгробия XII–XIII веков были простыми плитами, на которых не было ни надписей, ни рисунков. Поэтому в первую очередь надгробия описывают по форме: трапециевидные, прямоугольные, ладьевидные (расширяющиеся посередине, как лодка) и «брусковые», узкие и вытянутые. Последний вид памятников особенно характерен для Москвы и Подмосковья.


Появившиеся в XVI–XV веках орнаменты на надгробиях были довольно однообразны и, вероятно, во многом почерпнуты из деревянной резьбы. Самым ранним узором был так называемый «волчий зуб» – два ряда мелких треугольников, обращенных друг к другу. С 1560-х годов его постепенно вытесняет «плетенка» из двух перевитых жгутов. В верхней части плиты размещался солярный знак, отсылавший к украшениям на крышке Гроба Господня в Иерусалиме, что должно было напоминать о грядущем воскресении из мертвых. По записям XIX века известны плиты с фигурными изображениями, однако до нашего времени дошел только один такой памятник с изображением виноградной лозы.

А вот изображения креста до XVII века редки: возможно, считалось, что священный символ не должен располагаться горизонтально. Вместо этого, судя по записям и рисункам иностранных путешественников, в изголовье могилы устанавливался деревянный крест. Эта традиция изменилась, когда плиты стали устанавливать вертикально.
Ближе к концу XVII века украшения надгробий становятся более пышными, приобретая формы, свойственные новому архитектурному стилю, барокко с его излюбленным узором – сплетением листьев аканта. С XVIII века надгробные плиты постепенно, следуя европейской моде, уступают место памятникам других форм.

Узнать больше об истории, археологии и реставрации белокаменных надгробий можно на экскурсиях и мастер-классах в Музее ратной истории в рамках проекта «Крутицкое наследие».
Организатор: КИР «Белая Рысь»

Проект реализуется при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив

#грантдлякреативныхкоманд #фондкультурныхинициатив #культура #культурнаяволна #ЯпобедительПФКИ #крутицкоенаследие
1 минута