205,7 тыс подписчиков
В Британии 20 лет сажали в тюрьму почтальонов. Теперь выяснилось, что они невиновны, их подставила компьютерная программа
В 1990-х года в документооборот Почтовой службы Соединенного Королевства (Post Office) была введена новая компьютерная система учета Horizon от японской компании Fujitsu.
С помощью Horizon велась бухгалтерия и инвентаризация во всех почтовых отделениях, которыми в стране управляют по франшизе частные предприниматели — почтмейстеры. Однако после внедрения Horizon они стали сталкиваться с существенной финансовой недостачей, причем убытки могли составлять от 10 000 фунтов. Почтмейстеры жаловались в техподдержку, но там им стандартно отвечали, что система отлично работает и несоответствие цифр с их личными записями — проблема самих предпринимателей. Когда же звонившие пользовались помощью консультанта и перезапускали расчеты в системе, их долги росли в геометрической прогрессии и могли достигать 300 000 фунтов.
Люди, оказавшиеся один на один с ужасной дырой в бюджете своего почтового отделения, реагировали по-разному. Кто-то пытался покрыть недостачу из личных сбережений, лишая себя пенсионных накоплений. Кто-то закладывал имущество. Кто-то полагался на то, что правосудие не ошибается, а потом получал повестку в суд и в итоге был вынужден платить огромный штраф или объявлять банкротство.
В итоге с 1999 по 2019 год к ответственности были привлечены более 3000 почтмейстеров. Вся история тянулась более 20 лет. За это время обвиняемые потеряли не только деньги и жилье, но и репутацию, семьи, личные связи. За якобы хищения оштрафовали 2500 человек, в тюрьму отправились отсиживать срок 236 человека, включая беременную женщину. А четверо и вовсе от отчаяния попрощались с жизнью.
Чтобы разобраться со сложившейся ситуацией, почтмейстер Алан Бейтс, который управлял отделением в уэльском городе Лландидно, создал сайт, где общались такие же столкнувшиеся с убытками почтмейстеры. Все вместе они подали коллективный иск. И в 2019 году суд постановил, что люди были обвинены в хищениях незаконно. Однако только 93 из них смогли получить компенсацию.
Закономерно, что и Почтовая служба Великобритании, и Fujitsu все это время отрицали собственную вину. И только после того, как на основе этой реальной истории вышел сериал «Мистер Бейтс против почты», директор японской компании в Европе принес официальные извинения. Тем не менее сам Бейтс компенсацию до сих пор не получил. А вот глава Почтовой службы Пола Веннеллс, управлявшая ведомством как раз в разгар «почтового» скандала и неоднократно защищавшая систему Horizon, получила почетный орден командора Британской империи.
Ну и самый главный вопрос, ответ на который в процессе судебных разбирательств так и не был получен. Раз система Horizon в своих отчетах показывала ложные задолженности, начальники почтовых отделений вели бухгалтерию правильно, куда же делись их личные средства, которыми они покрывали фальшивые недостачи?
2 минуты
15 октября 2024