14 подписчиков
Детство, отрочество
По какому-то совпадению (материалистическому) в последнее время посмотрел несколько произведений о детстве, поэтому решил сделать небольшую тематическую подборку.
Совпадение есть, конечно, только в том, что я посмотрел всё это в один небольшой промежуток времени, но сама озабоченность проблемой детства давно меня преследует. Во многом именно из-за этого я постоянно мысленно возвращаюсь к Прусту в попытках осмысления детства как особого человеческого состояния и как образа человеческой невиновности, к которой хочется вернуться, такого вечного Комбре. Детство является предельной точкой ностальгии, доходящей до болезненности. Желание невозможного, желание оказаться не здесь, в своём лучшем состоянии, становится иногда настолько сильно, что полностью овладевает мыслями. Здесь вспоминается Хайдеггера, который сказал, что философия – это ностальгия, попытка везде быть дома. Но сейчас о другом.
Мальчик и птица, Хаяо Миядзаки. Последний на данный момент фильм мастера. Когда в 2013 года вышел его предыдущий фильм «Ветер крепчает», то все думали, что он станет завещанием и последним словом Миядзаки. То же самое думают и про «Мальчика и птицу», но ходят слухи, что Миядзаки готовит ещё одну работу, так что возможно, что нам ещё только предстоит увидеть его настоящее завещание.
Два основных мотива фильма – это проблема творчества и детско-родительские отношения. Мать главного героя погибает во время войны и это событие становится лейтмотивом фильма. Магическая цапля говорит мальчику, что его мать можно спасти. После этого он попадает в потусторонний мир, где встречает и свою мать, и своего деда, который оказывается могущественным волшебником, и свою пропавшую тётю. Миядзаки, как всегда, через тонкие образы и мнимо-детскую форму раскрывает какие-то очень тонкие человеческие тревоги.
Отрочество, Ричард Линклейтер. Фильм, который снимался больше 10 лет, но смотреть его стоит не из-за этого. Линклейтер любит длинные истории (трилогия «После...» вообще 20 лет снималась), которые позволяют показывать ему разные этапы взросления человека.
Страдания главного героя связаны с неудачными браками его матери после развода с отцом. Отчимы били мальчика, пили и были довольно психопатичны. В итоге мать главного героя оказывается одна и с трудом переживает отъезд сына в колледж.
Один из самых популярных отзывов на леттербоксд о том, что в фильме мать показана слишком негативно на фоне отца, с которым у главного героя стабильно хорошие отношения. И я в целом могу согласиться с этой критикой, за почти три часа фильма персонаж Итана Хоука был раскрыт достаточно слабо. Что, впрочем, не мешает этому фильму нравиться мне.
Сын, Юрий Бутусов. Спектакль, который многими считается одной из лучших современных постановок в московских театрах. Я могу с этим мнением согласиться, спектакль и правда очень достойный. Хотя, на мой взгляд, литературная основа не слишком оригинальна и во многом предсказуема (спектакль поставлен по Флориану Зеллеру, современному французскому писателю). Но Бутусов, как он обычно это и делает, максимально использует именно театральные художественные приёмы, которые позволяют к концу спектакля пережить настоящий катарсис. Что-то подобное я испытывал от «Детства» Толстого, в котором есть эта искренность и слабость маленького человека, который вынужден справляться с проблемами мира взрослых.
2 минуты
30 сентября