Найти тему

Олег Романько, д.и.н., профессор Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, эксперт Национального центра исторической памяти при Президенте России специально для нашего Телеграм-канала.


30 сентября 1938 года четыре европейских государства — Англия, Франция, Италия и Германия — подписали Мюнхенское соглашение, в котором постановили, что Чехословакия должна поделиться своими территориями с нацистским рейхом. Эта встреча окончательно развязала руки Гитлеру, став кульминацией так называемой «политики умиротворения». Лидеры перечисленных держав преследовали благие цели — сохранить мир в Европе, где уже реально пахло порохом. Однако, как известно, все получилось с точностью до наоборот.

 Это событие сейчас не принято вспоминать на Западе (все-таки, своими руками скормили суверенное государство нацистскому фюреру). Но и у нас, благодаря постперестроечной пропаганде, Мюнхенский сговор отошел в тень Пакта Молотова – Риббентропа. А вспомнить там есть о чем.

Например, о том, что западные демократии принимали решение о судьбе Чехословакии без участия ее представителей. Они ждали за дверью. Потом их, конечно, позвали, но только, чтобы сообщить об окончательном решении. Такое поведение со стороны Англии и Франции тем более непонятно, если вспомнить, что Чехословакия была краеугольным камнем европейском системы безопасности того времени. У нее была сильная армия и мощные укрепления на границе с Германией. Кроме того, это государство имело договоры о взаимопомощи с Францией и СССР, которые гарантировали его от агрессии. Все это сдали в Мюнхене за эфемерные обещания Гитлера.

 Советский Союз был готов оказать Чехословакии полноценную помощь. В приграничных округах начали сосредотачиваться войска. Дело оставалось за малым: французы и чехи должны были проявить волю и не уступать шантажу Гитлера. Воли не нашлось. Мнение СССР попросту проигнорировали, после чего И. Сталин понял, что все договоры с западными демократиями — это полнейшая бессмыслица.

Одной из причин, почему не состоялся советский поход на помощь Чехословакии, была позиция Польши. Она наотрез отказывалась пропускать Красную Армию через свою территорию. Теперь все помнят, что следующей жертвой Гитлера стала именно Польша. Однако многие забывают, что эта страна также успела поучаствовать в дележе Чехословакии, за что удостоилась от Уинстона Черчилля прозвища «гиена Европы».

Умиротворение в Мюнхене не помогло никому. Через полгода Чехия превратилась в нацистский протекторат. А еще через полгода Польша стала нацистским генерал-губернаторством. Чуть позже пришел черед Франции. Сговор демократий с нацизмом, по сути, стал точкой невозврата на пути к войне. И об этом нельзя забывать. Особенно сейчас»
Олег Романько, д.и.н., профессор Крымского федерального университета имени В.И.
2 минуты