21 подписчик
Ещё с лёгкой руки Аристофана вошла в обиход поговорка "В Афины со своими совами"/ "[нести] сову в Афины" (γλαῦκ᾽ Ἀθήναζε/ululam Athenas), что значит "заниматься излишним или бессмысленным делом". Сова (а если точнее, сыч домовый/Athene noctua), символ Афины и её спутница, с Акрополя надзирала за благочестием и рассудительностью горожан, а с реверса афинской тетрадрахмы - за их финансовым благополучием. Поговорка про сову подчеркивает превосходство Афин в культурно-политическом и финансовом отношении.
Среди множества афинских изображений сов, скульптурных и живописных, встречаются и многочисленные краснофигурные "совиные скифосы": чаши для питья с изображением совы в обрамлении оливковых ветвей. Их часто находят не только в Афинах, но и в южной и центральной Италии. Одни исследователи полагают, что эти чаши активно экспортировались Афинами в V-IV вв.до н.э. и это был очень ходовой товар. Другие уточняют, что чаши могли быть своего рода сувенирами, похожими на современные магнитики, которые привозят на память из путешествия или паломничества. Наконец, предполагают, что эти совиные чаши были обязательным элементом религиозного ритуала, домашнего или городского. В любом случае все это играло на руку Афинам, так как подчеркивало их исключительный статус. В Коринфе и некоторых полисах Великой Греции чуть позже стали производить свои аналоги "совиных скифосов", которые, однако, для этих городов экспотртным товаром они не стали. Что говорить: везти самовар в Тулу, сову в Афины - не самое разумное предприятие.
1 минута
28 сентября 2024