85 подписчиков
Ю-Кай Чоу выделил восемь факторов мотивации и составил модель октализа
Это восьмиугольная схема для анализа и разработки геймификационных систем
В этой схеме каждая из сторон отражает конкретный стимул, способный подтолкнуть человека к определённой деятельности:
• значимость
• достижения
• творчество
• обладание
• социальное влияние
• дефицит
• непредсказуемость
• избегание потерь
Автор выделяет стимулы внешней и внутренней мотивации
Первые отражают желание получить от деятельности определённый результат, туда входят стимулы, расположенные в левой части октализа: «достижение», «обладание» и «дефицит»
Стимулы из второй группы подразумевают, что человек получает удовольствие от самого процесса деятельности, независимо от результата
К ним относятся находящиеся справа стимулы «творчество», «социальное влияние» и «непредсказуемость»
Ю-Кай Чоу делит стимулы на «белые» и «чёрные»
Элементы «белой» мотивации приносят долгосрочные чувства удоволетворения, самореализации, контроля над своей жизнью
Это «достижения», «значимость» и «творчество», они находятся в верхней части октализа
«Чёрные» стимулы, напротив, связаны с зависимостью и потерей контроля над своим поведением
К ним относятся нижние элементы — «дефицит», «непредсказуемость» и «избегание потерь»
«Чёрная» мотивация побуждает человека действовать безотлагательно
Так работают рекламные объявления со скидками «только сегодня», азартные игры и уведомления из соцсетей
В долгосрочной перспективе такие стимулы вызывают усталость и выгорание, и, по словам Ю-Кай Чоу, основанная только на «чёрной» мотивации система не сможет удержать пользователя надолго
С другой стороны, «белые» стимулы редко мотивируют человека к немедленным действиям
Поэтому, если необходим быстрый результат, без «чёрных» элементов обойтись не получится — считает Ю-Кай Чоу
1 минута
28 сентября