Найти тему

Всенощное бдение. Часть 1. Великая вечерня. Начало.


Всенощное бдение служится вечером накануне двунадесятых и великих праздников. По уставу богослужение начиналось вечером и продолжалось всю ночь, отсюда и название. Сейчас в подавляющем большинстве монастырей и приходских храмов всенощное бдение начинается днем и заканчивается вечером.

Всенощное бдение состоит из Великой вечерни, Утрени и Первого часа. В некоторых случаях Великая Вечерня заменяется Великим Повечерием.

Великая вечерня

Великая вечерня отсылает нас к Ветхозаветным событиям. В начале Богослужения священник или диакон в тишине кадит Престол. Это безмолвное каждение напоминает нам о начале сотворения мира, когда "Земля была безвидна и пуста и дух Божий носился над водою".

После каждения предстоятель возглашает:
"Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице..."
Хор поет "Предначинательный псалом" (103)
"Благослови душе моя Господа. Господи Боже мой, возвеличился Еси зело"
В псалме поэтически изображается сотворение мира и прославляется премудрость Творца.

Во время пения псалма открытые Царские врата символизируют открытые до грехопадения врата Рая, а каждение храма напоминает о витающем над миром Духе Божием.

После каждения Царские врата закрываются, что напоминает нам о том, что после грехопадения врата Рая были закрыты для людей.

Таким образом, алтарь символизирует небо, где пребывает Господь, а священнослужители — ангелов, предстоящих Престолу Божию. Средняя часть храма, где стоят молящиеся — это образ земли.

Затем священник произносит перед закрытыми Царскими вратами Великую ектению "Миром, Господу, помолимся". Этот момент символизирует моление Адама перед затворенными вратами Рая.

В ответ на моление звучит первый псалом "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых". В нем слышится и предостережение от греховного пути, и надежда на спасение. В субботу вечером положено пение всей первой кафизмы.

Пение "Господи воззвах к Тебе, услыши мя" передает скорбь и раскаяние согрешившего человека, его моление к Богу. Дым от каждения в этот момент символизирует возносящиеся к Небу молитвы верующих.

Затем хор поет "стихиры на "Господи воззвах". Стихиры — это песнопения в честь праздника или святого. На всенощном бдении положено 8 стихир, а накануне воскресенья 10.

Завершается цикл стихир пением "Догматика" — песнопения, в котором прославляется Матерь Божия и излагается учение о воплощении Сына Божия. Во время пения Царские врата открываются в знак того, что Христос снова открыл людям райские двери.

Совершается "малый вход": священник выходит из алтаря через северные двери в предшествии диакона (или пономаря со свечой) подобно тому, как Христос явился в мир в предшествии Иоанна Предтечи.

Звучащее после входа песнопение "Свете Тихий" говорит нам о смиренном и тихом сошествии на землю Христа.

Затем поется прокимен — краткое изречение из Псалтири и читаются паремии (если положены) — отрывки из Священного Писания.

Сугубая ектения: "Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем" — это сугубое, то есть усердное моление к Господу. На каждое прошение хор отвечает троекратным "Господи помилуй".

В песнопении "Сподоби Господи" мы славим Бога и просим Его сохранить нас от греха, вразумить и даровать нам милость.

"Просительная ектения" — это прошение о том, чтобы безгрешно окончить день, об Ангеле Хранителе, о прощении грехов, о христианской кончине и о том, чтобы избежать осуждения на Страшном Суде. На каждое прошение хор поет "Подай, Господи".

После просительной ектении совершается Лития. Она начинается пением стихир, в которых прославляется праздничное событие или святой дня. На литии звучит моление о спасении людей, о церковной и гражданской власти, об Отечестве и живущих в нем, об усопших, об избавлении от нашествия врагов, междоусобной брани.

Отличительный признак литии — многократное пение "Господи помилуй".

Продолжение следует

#всенощноебдение #устав #вечерня


3 минуты