313 подписчиков
про незнание, не освобождающее от ответственности
в обсуждениях к посту «про Славу» я заметила интересную мысль, подчеркнутую цитатой Артура Шопенгауера:
"Человек с богатым внутренним миром, находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих собственных мыслях и фантазиях, тогда как тупицу не оградит от смертельной скуки даже постоянная смена компании, зрелищ, прогулок и увеселений. "
Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»
аудитория канала психологической помощи во многом состоит из людей, пришедших за ней.
я осознаю ответственность за содержание контента канала перед аудиторией и стремлюсь сделать его достаточно безопасным пространством.
я посчитала важным, без осуждения автора, имеющего полное право на своё мнение, изложить теоретически свою мысль на его высказывание:
❓почему кому-то может быть невыносимо в одиночестве, почему кто-то может вести себя нетипично, и почему мы не имеем права осуждать других, даже если у нас есть в том потребности, даже если так говорили «великие» и даже если существует некая «норма», от которой эти самые другие отличны.
налаженный и удовлетворяющий или разлаженный и небезопасный контакт к самим собой — это контакт с другими когда-то людьми. качество этих контактов эквивалентно друг другу.
наш мозг, наша психика, рождаясь, обладает только биологическими задатками и стремится наполниться окружающим её социумом. такая интересная особенность помогает человеку легче и лучше интегрироваться и стать частью того общества, где он родился, а в последствии, будучи наполненным и с чувством защиты и присутствия, легче пережить потерю того, кто на всем этом пути будет заботиться о нас.
этот процесс наполнения строится на множестве этапов и называется интернализацией.
1. сначала младенец начинает ощущать присутствие другого - интроецирует его (навсегда) в себя. хорошее и удовлетворяющее поведение родителя он относит к хорошему внутреннему субъекту, а плохое - к плохому. расщепление на хорошего и плохого родителя помогает малышу чувствовать себя безопасно.
*это ощущение присутствующего другого, как у младенца, может возникнуть и у нас в моменты сильного стресса, регрессий или пограничных состояний:
👍🏻защищающей фигуры — доброго Бога, наблюдающего погибшего родственника, кармы и т.д.
👎🏼или же, наоборот, угрожающей фигуры - злонамеренного мира и других.
2. в благоприятной обстановке, постепенно, отделяясь от родителя, малыш переходит от интроекции к идентификации: он формирует представление о себе, образ самого себя, копируя или отвергая некоторые повадки родителя, других взрослых.
так мы создаем, собирая извне, свою мораль, своё поведение и правила. с течением жизни весь набор преобразуется в более комфортную и интегрированную для себя и других структуру — илентичность.
———
если же внешний субъект — родитель — отсутвовал / был непостоянен / проявлял насилие, то ребенок начинает переживать сильнейшую тревогу за себя и одновременно горевание по покинувшему его субъекту, направляет всю боль (агрессию, критику, депрессию) на себя — а точнее, на отсутствующий внутри субъект.
человеческим языком — это ощущение сильнейшего ужаса, депрессия и чувство внутренней пустоты (боли, горя), которое делает контакт с самим собой невыносимым.
(а еще такое поведение родителя мотивирует психику ребенка в любом возрасте на идеализацию родителя, стремление удерживать и поддерживать связь любой ценой, чтобы защитить себя. но это уже отдельный вопрос.)
надеюсь, моя заметка поможет вам понять, что норму и "не норму" определяют события, которые не подвластны нашему контролю.
например, трансгенерационная травма в странах СНГ, во многом основанная историческим контекстом.
осуждение, высмеивание не только не поможет человеку разрешить те сложности, которые не он выбирал и не он создавал, но и может усугубить те трудности, с которыми он живет, привести к плачебным последствиям.
быть бережным с другими, даже если есть потребность в самоутверждении, — это не мягкость, а понимание и ответственность за результаты своих слов и поведения.
#апельсиновыезаметки
3 минуты
27 сентября 2024