Найти в Дзене
115 подписчиков

Проповедь по окончании Всенощного бдения в Астрахани в праздник Воздвижения Креста с темы Креста и Христа перешла в тему мариологии... вокруг устной русской добавки Литургию - возгласа "Пресвятая Богородица, спаси нас!" (его нет ни в наших, ни в греческих Служебниках)

Ни к одному из святых не обращаются с такими словами

Было сказано, что "Божия Матерь соучаствовала в нашем спасении"

У католиков есть течение, желающее провозгласить Божию Матерь Со-Спасительницей (Co-Redentore)
Но все же этот тезис догмой у них еще не провозглашен
Иоанн Павел II публично использовал термин "соискупительница", как минимум, 6 раз за время своего понтификата, но кардинал Ратцингер осаживал этот его энтузиазм

С православной стороны против выступал св. Иоанн Максимович
Конечно, в широком смысле даже Иуда участвовал в спасении
И уж точно всё "Древо Иессеево"
И каждый из нас так или иначе со-участвует в сотериологической судьбу и своей и своих ближних

Но логика и контекст Астраханской проповеди говорили все же ощутимо о другом
А если еще вспомнить католический догмат о Непорочном Зачатии самой Девы Марии...

Что же касается апокрифического возгласа на Литургии - то я не раз встречал священников, которые заменяют его на догматически более точный: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"

Обоснование? - слова Апостола: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1 Тимофею 2,5-6)

Если бы вместо мелочных административно-тоталитарных реформ пойти по пути строгой догматической чистки богослужебных текстов от безмерно-преувеличительных формул (коих там полным-полно: вспомним хотя бы неприличное в устах христианина "К кому бо прибегну, аще не к тебе имярек") - вот тогда его имя осталось бы в веках...
1 минута