Найти тему
15,6 тыс подписчиков

Знаете, что для меня самое сложное как для преподавателя? Вот только сегодня об этом думал во время уроков. Тут важно: сложное именно в плане преподавания истории, а не выполнении рабочей программы. Ее надо выполнять. Спору нет. Но и историю преподавать тоже надо. Пробую совместить. Так, собственно, вот в чем проблема: прогрузить коллектив – с восьмого класса – в мир смыслов обитателей эпохи, которую проходим. Сложно. И в полной мере невозможно. Да и не надо, наверное. Но один из ключей, кажется, нашел.

– Нашей цивилизаций, – рассказываю – коли брать отправной точкой первые города-государства Шумера, тысяч шесть от силы. А тот мир, в котором мы с вами живем – ему вообще не полных сто лет. Ибо до изобретения пенициллина и покуда людям не стали доступны антибиотики, смерть была абсолютной и тотальной реальностью, которая – всегда рядом. Она и сейчас – абсолютная и всех ждущая реальность. Но мы отодвинули ее на задворки сознания, минимизировав, насколько возможно, присутствие в нашей жизни.
А раньше было по другому.
Ну вот представьте: пришли вы в средневековый класс. В сентябре. Человек десять. Весну встретило пятеро. Мор, -– заодно воспоминаем от чего Базаров помер – набеги из степи. Голод. Наша же земля, по большому счету – зона рискованного земледелия. И голод – неотъемлемая часть российской истории. Предки ведь не столько жили, сколько выживали.
Представьте – я вообще люблю апеллировать к воображению – тот же набег кочевников: отца убили, мамку в полон увели, деревню спалили. А средневековая деревня – это два три двора, не больше. И лежишь ты на пепелище, со стрелой под лопаткой. А рядом кроме голодного шелудивого скулящего пса – никого. И осень надвигается. Холодная.
Или голод, или чума прошла. Или холера. Или просто заболел. А под рукой ни градусника, ни антибиотиков.
Или вы – нижний чин в армии. Ведь основные ее потери века до XIX-го – не боевые. В том числе и от болезней. Захворал или ранен. И лежишь в степи, в вонючей и скрипучей телеге на прелой позапрошлогодней соломе, вместе с такими же мокнущими под дождем бедолагами, грязной шинелью укрытый. Вместо бинтов тряпье на ранах.
В общем, слушали внимательно. Не знаю, изменят отношения к реалиям нашей жизни или нет. Но, надеюсь настоящее будут ценить и не бубнить по пустякам, изнывая, как пел Высоцкий, от мелких своих катастроф.
И да, в процессе рассказа на классический труд Филиппа Айреса также ссылался. Соответственно, рекомендую к прочтению. Взрослым, разумеется.
Если Вам понравился пост - подписывайтесь на мой канал.
Изображение из открытых источников.
Знаете, что для меня самое сложное как для преподавателя? Вот только сегодня об этом думал во время уроков. Тут важно: сложное именно в плане преподавания истории, а не выполнении рабочей программы.
2 минуты