1647 подписчиков
Захарово — деревня в Одинцовском районе Московской области, расположенная у места слияния рек Шараповка и Площаница, в 24 км от города Одинцово .
В ноябре 1804 года Марья Алексеевна Ганнибал (бабушка А.С. Пушкина) купила за 20 тысяч рублей небольшое сельцо Захарово в Звенигородском уезде (тринадцать крестьянских дворов и земельные угодья вокруг).
Для себя и внуков она присмотрела деревянный двухэтажный барский дом с портиками, бельведером и двумя флигелями, стоящий на пригорке и окружённый тенистым парком с цветниками. Напротив - берёзовая роща. Сад, спускающийся к речке Шараповке, запружённой в красивые пруды в месте слияния с речкой Площанкой.
Виды вокруг сельца и обстановка здесь бабушке очень понравились. Она присматривала такое место с расчетом не столько на себя, сколько на внуков и прежде всего на Сашу Пушкина.
К счастью это описание усадьбы и окружающего ее парка и природы остается в силе и в наши дни. Можете сами оценить это по фотографиям.
Мария Алексеевна вывезла туда в середине мая 1805 года семью своей дочери Надежды Осиповны Пушкиной. И с этой поры вплоть до поступления внука Саши в лицей, с ранней весны и до наступления зимы младшее поколение семьи проводило время в Захарове. То, что имение было куплено в основном для маленького Пушкина, подтверждает тот факт, что сразу же после его поступления в лицей в 1811-ом году бабушка продала Захарово и переселилась в Михайловское.
Помимо подросшего Александра, за которым теперь присматривал дядька Никита Козлов, камердинер отца, а также нянька Арина Родионовна в Захарово прибыли также младенец Лёвушка, родившийся 17 апреля и болезненный Николенька.
Чтобы понять какую роль сыграло Захарово, бабушка Мария Алексеевна, а также Никита Козлов и Арина Родионовна в судьбе будущего поэта, надо рассказать об отношениях в семье.
Пушкина не любили родители. Александра отец Сергей Львович Пушкин не любил так же ровно, как не любил остальных детей, а вот нелюбовь матери Надежды Осиповны к старшему сыну была особенной — он уродился смуглым арапчонком. С раннего детства его дразнили обезьянкой, в лицее называли уже без уменьшительного суффикса — обезьяной, позже, когда окреп его нрав — смесью обезьяны с тигром.
Но не в том заключалась проблема, что внешность сына не понравилась его матери. В новорожденном ребёнке она увидела черты своего отца, причинившего ей и матери много страданий.
Спустя год после рождения внука Александра бабушка вместе с Ариной Родионовной перебралась на жительство в семью дочери. Но здесь забота о Саше бабушки, которая не имела в доме зятя и дочери достаточного влияния, и ласковость к нему няни Арины Родионовны не были достаточными для того, чтобы перебить ту гремучую смесь ужаса и отвращения, которую испытывала к старшему сыну мать. Надежда Осиповна однажды целый год не разговаривала с Пушкиным-ребенком; «для него специально изобретала особые наказания, недовольная его рассеянностью, неуклюжестью и неизящною внешностью».
Радикальные перемены произошли с Пушкиным в Захарове, где Мария Алексеевна, почувствовав себя, наконец, полноценной хозяйкой, завела свои порядки. А.А. Дельвиг писал о бабушке Пушкина: «Она-то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта... Она выучила его русскому чтению и письму».
Бабушка запретила говорить в Захарове по-французски, разогнала оттуда иноземных гувернёров, доверив внука только Арине Родионовне и «дядьке» Никите Козлову, тому самому, который переносил раненого на дуэли Пушкина из кареты в квартиру, а потом провожал гроб с телом своего воспитанника в Святогорский монастырь — «не отходил почти от гроба; ни ест, ни пьет». Благодаря этим двоим дворовым слугам в Пушкине развилось понимание, по выражению Н.В. Гоголя, «простого величия простых людей».
#odinmirage #захарово #пушкин #одинцовский_район
3 минуты
26 сентября 2024