72 подписчика
Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Кто стяжал Господа, у того в молитве Дух Сам Собою ходатайствует о нем воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8:26)». Такой уже становится самодвижная Иисусова молитва, потому что ее обретение есть действие благодати Святого Духа, но в полной мере она проявляется на высшей молитвенной ступени – созерцательном молчании, когда уже обретается покой в Боге.
Симеон Афонский: пишет: «Признаки непрестанной молитвы таковы: духовное тепло, сладость благодати и благоговейные радостные слёзы». Пока Иисусова молитва совершается своими силами и понуждением, то она кажется трудной, когда же она вследствие действия Божественной благодати станет непрестанной, то появятся указанные признаки.
Свт. Феофан Затворник пишет: «Когда молитва Иисусова внедрится в сердце, пропадет сон». Не случайно афонские монахи, старающиеся непрестанно молиться Иисусовой молитвой, спят не более четырех часов, а свв. отцы пишут, что для совершенных достаточно и одного часа для сна.
Прп. Макарий Великий пишет: «Бесстрастный тот, кто плоть соделал нерастлеваемою, ум возвысил над тварью, покорив ему все чувства, и лицу Господню представил душу, которая непрестанно, даже сверх сил своих, устремлена к Богу». Бесстрастный не имеет телесных искушений, он становится способным созерцать горний мир и имеет ревность по Богу.
Прп. Симеон Новый Богослов пишет: «Ум Христов – Дух Христов, то есть благодать Всесвятого Духа, просвещающая и подающая духовное Божественное ведение». Благодать Святого Духа соделывает православного христианина добродетельным и просвещенным Божественной мудростью, причастником Божественных благ, всецело утверждая в Боге.
Симеон Афонский полагает, что водительство Духа Божия – благодатная интуиция. У людей часто в чрезвычайной ситуации срабатывает интуиция при принятии решений. Но у имеющих непрестанную молитву есть благодатная интуиция, когда они знают как поступить, чтобы это было по воле Божией и угодно Богу.
Прп. Исаак Сирин пишет: «Признаки Божественной любви: лицо у человека делается огненным и радостным, и тело его согревается. Отступает от него страх и стыд, и бывает как бы восторженным и изумленным. Страшную смерть почитает радостью, созерцает только небесное, отходит ведение и сердцеведение естественное и чувственное, так как ум парит в созерцании, и мысль его всегда как бы беседует с кем другим». Свв. отцы Божественную любовь иногда сравнивают с опьянением, потому что православный христианин выходит из повседневной материальной реальности и созерцает горние высоты, он перестает понимать жизнь по стихиям этого мира и весь устремляется в любовь к Богу.
Прп. Максим Исповедник пишет: «Когда влечением любви ум возносится к Богу, тогда он совершенно не чувствует ни самого себя, ни что-либо из сущих. Озаряемые Божественным беспредельным Светом, он перестает ощущать все тварное подобно тому, как и чувственное око перестает видеть звезды, когда восходит солнце». Надо отметить, что молящийся внезапно осиявается и объемлется Божественным светом и все предметы видимого мира исчезают, виден лишь этот Божественный свет. Одни подвижники видели его голубоватым, как например, прп. Паисий Святогорец, другие – как белые волны света. как например, прп. Иосиф Исихаст. Чувства при этом умолкают и лишь созерцание Божественного света приковывает к себе внимание
Прп. Максим Исповедник пишет, что любовь есть полное самоотречение и полное самозабвение, «когда душа ничего не ставит выше, чем знание Бога». При созерцании Бога обретается духовная прозорливость и дар благодатного озарения и это есть подлинное богословское познание. Через духовное озарение ум получает способность распознавать Божественные энергии. В созерцании ум познает умный мир и Бога как Творца, Промыслителя, Спасителя, Судию и Мздовоздаятеля, доходя до познания Святой Троицы и соединения с Ней.
Теперь Вы можете поддержать Василия Шлепина переводом на кошелек в Юмани 4100119253138070
3 минуты
25 сентября 2024