58 подписчиков
Ранее мы писали, что имя Божие - не Бог и не Божество, то есть не Божественная энергия по причине тварности всех имен Божиих, но нужно сделать важное уточнение. Когда молитва произносится с верой, благоговением и вниманием устанавливается связь между молящимся и Богом, так как в ответ на молитву Бог дарует свою Божественную благодать молящемуся, когда он произносит молитвенные слова. Причем Бог отвечает не на сами слова, а на внимательность ума к произносимому, сердечное чувство молящегося и устремление воли молящегося к Богу. Бог – Личность и обращается к личности молящегося, а не к его словам. Что же касается утверждения, что Иисусова молитва – словесная икона, то нужно понимать, что если на иконе присутствует только имя Божия, но изображение уже не видать, например, по причине ветхости, то эту икону, по словам прп. Феодора Студита, можно сжечь. Значит имеет значение именно видимость изображаемой личности Бога, а не просто Его имя. Так и в молитве сами по себе слова – только слова, но когда задействуются в молитве силы души самой человеческой личности молящегося, то тогда и приходит ответ от Бога в виде Божественной благодати.
Если бы меня сейчас спросили об имяславии, то ответил бы так. Бог вездесущий и Божественные энергии пронизывают весь тварный космос. Когда же мы говорим об Иисусовой молитве, то речь идет о Божественной благодати. Когда Иисусова молитва совершается надлежащим образом, то Божественная благодать может дароваться при произнесении каждого слова Иисусовой молитвы, необязательно имени Божиего. Когда же молитва совершается кое-как, то и Божественная благодать не даруется. Как чтение уникальных паспортных данных не означает, что Вы соединились в беседе с самим человеком, так и простое чтение имени Божиего не дает автоматически Божественную благодать. Даже имя «Сый», то есть «Я тот, кто Я есть» ничего не говорит о Боге, потому что Бог выше любого имени. В Иисусовой молитве именно действие Божественной благодати в ответ на молитву дает нам опыт Богообщения, а не простое призывание имени Божиего, которое само по себе говорит лишь о нашем намерении, но автоматически не означает, что уже в Боге.
Мы знаем, что молиться надо в присутствии Божии, но где должно быть это присутствие, разве везде вокруг себя? Находиться в присутствии Божием надо в своем сердце и в нем же совершать молитву. Пока мы не научимся уединяться в своем сердце, нам будет невозможно не рассеиваться на молитве. Да и разве внимательная молитва – это предел? Нет, выше молитвы безмолвие духа, но его обретают немногие.
Симеон Афонский пишет: «Все назначение человека – очищать свое сердце». Когда сердце человека будет чисто, то его наполнит Божественная благодать и он узрит Бога.
Многие православные христиане полагают, что с обретением непрестанной Иисусовой молитвы заканчивается духовно-нравственная жизнь, но на самом деле это только начало духовного пути, а все, что до этого было - лишь как тусклое стекло. Какие понятия важно знать для понимания священного безмолвия, обретаемого молящемуся Иисусовой молитвой: память смертная, молитвенное Богообщение в присутствии Божием, самоотвержение, мир души, непрестанная Иисусова молитва, духовная радость, умиротворенность ума и души, духовное рассуждение, ум становится безмолвным и боговидным, благодатное сознание, Богопознание, Богосозерцание, Боговидение, Богозрение, Боговедение, Богопостижение, Божественная любовь и красота, бесстрастие души, безмолвие духа, покой Божий, Богоподобие, Богоединение, обожение.
Мы знаем, что непрестанная Иисусова молитва, бесстрастие, созерцание Божественного света, священное безмолвие приводят к покою в Боге, но как это описать? Полагаю, что для описания покоя в Боге подходят слова Псалтири: «Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» (Пс. 16:15).
3 минуты
25 сентября 2024