Найти тему
55 подписчиков

Полагаю, что самое точное определение молитвы дал прп. Иоанн Лествичник: «Молитва есть общение и единение человека с Богом». Наша цель – достигнуть полного единения с Богом, то есть обожиться, а происходит это через общение с Богом, когда мы Ему славословим, хвалим, благодарим, каемся, испрашиваем милости и помощи Божией, а в ответ от Бога обретаем Божественную благодать.

Свт. Григорий Палама пишет: «Созерцание исихастов есть не познание Бога (как в философии), а более того – озарение и единение с Богом». Теоретические знания о Боге есть лишь некое введение к подлинному познанию Бога, но они не могут быть самодовлеющими. Бог познается опытно в процессе Богообщения и тогда Он открывает знание о Себе. В большей мере это происходит при созерцании Божественного света, когда молящийся просвещается действием Божественной благодати и ему дается мудрость от Бога. Чем более достигается единение с Богом, тем более точное знание Бога имеет молящийся.
Прп. Макарий Великий пишет: «Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшен смиренномудрием, простотою и благостью, то нет пользы ни от какого делания». За многие молитвы молящемуся может по временам даваться Божественная благодать, но если он не имеет и других добродетелей, то остается прежним или даже хуже, если будет тщеславиться своими молитвами. Поэтому духовно-нравственное преуспеяние определяет не количество молитв, а совокупность добродетелей, которую имеет молящийся и особенно то, есть ли у него смирение и любовь.
В чем ошибки начинающих делателей молитвы? Они сразу берут большое количество молитв и стараются его быстро увеличивать, стремясь обрести сердечную и непрестанную молитву или же стараются сразу обрести Божественную благодать. Но ведь в молитве важно именно Богообщение, а не погоня за количеством или благодатными дарами. Мы общаемся с самим Богом, что же может быть выше этого? Поэтому важно благоговейно, внимательно с соответствующим чувством и в молитвенном духе ощущать присутствие Божие в своем сердце и там в священном безмолвии совершать Иисусову молитву, которое по мере увеличения количества Иисусовых молитв действительно становится быстрей, но ведь это не главное. Важно покаянным и смиренным молением любви устремляться к Богу, чтобы обрести с Ним единение. А стяжавший Бога в своем сердце – стяжал все, а кто Его не имеет – у того и нет ничего.
Свт. Феофан Затворник пишет: «Существо молитвы – в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему в чувстве и благодарении, или в славословии, или в прошении, или в сокрушении, или в страхе, или в уповании». Об умном предстоянии пред Господом с верой и в сердце свт. Феофан Затворник пишет: «Стой в сердце с верою, что и Бог тут же есть, а как есть – не воображай», а также: «Надо стоять в сознании вездеприсутствия Божия, а образов строить нельзя». Что же значит «в чувстве»? Свт. Феофан Затворник пишет: «Чувство, что душу тянет к Господу, есть сокровенная молитва». Жених не может насмотреться на свою невесту, а молитвенник не может перестать взирать на Господа и ищет соединения с Ним.
Свт. Василий Великий пишет: «Имя Божие называется святым не потому, что в самих слогах имеет некоторую освящающую силу, но потому что свято и чисто всякое свойство Божие и всякое понятие о том, что преимущественно в Боге усматривается». Следовательно, дело не в словах, которыми мы выражаем наше понятие о Боге и Его свойствах, а в том, что Сам Бог и Его свойства святы. Поэтому нельзя наши понятия о Боге выдавать за самого Бога. Отсюда и в Иисусовой молитве не слова даруют нам Божественную благодать, но Бог, посредством слов к которому мы обращаемся.
3 минуты