Найти тему
55 подписчиков

Протоиерей Сергий Баранов пишет: «Молитва – это не чтение, не говорение каких-то фраз, слов. Молитва – это состояние, это пребывание в Боге, ты в Нем – а Он в тебе». Действительно, многие православные христиане воспринимают молитву как говорение устно или мысленно молитвенных слов и на этим представление о молитве ограничивают. Даже если эти слова произносятся со всем вниманием, то это еще не молитва, а только лишь молитвенное обращение. Что же тогда молитва? Сперва отмечу, что одно из значений слово «ад» – один, то есть это абсолютное одиночество без ощущения присутствия Божия. Слово «монах» - тоже один, но не в смысле одиночества, а в смысле наедине с Богом. Поэтому молитва – всегда диалог, это встреча с Богом лицом к Лицу, по словам митр. Антония Сурожского. Поэтому, чтобы наша молитва была не молитвенным обращением, а молитвой, то надо в сердце во время молитвы сохранять присутствие Божие. А чтобы это была не простая болтовня, то надо иметь и сердечное безмолвие без помыслов, иначе молитва превратиться в балаган.

На вопрос как нужно молиться, очень хорошо отвечает свт. Феофан Затворник: «Вникай во всякое слово, и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй».
Приведу цитату иером. Симеона Афонского: «Истинное понимание христианина состоит в практическом стяжании благодати и преображении всего своего существа Святым Духом». Достичь этого можно, постоянно стараясь очищать сердце от грехов делом, словом, помышлением и всеми чувствами, участвуя в церковных Таинствах и ведя благочестивую и богоугодную жизнь. Особая роль принадлежит молитве как неизменном средстве православного христианина для непрестанного Богообщения. Важно также каждое дело совершать не ради него самого, а ради Бога, причем и делать его как для Бога, беря благословение у Бога на его начало и благодаря после его завершения. Тогда для нас будет явна помощь Божия как следствие Божия благословения, а также Божественная благодать, которая дается нам за наше намерение Богоугождения и соответствующие чувства к Богу в процессе самого дела. Мы все можем делать в присутствии Божием, так как Бог вездесущий. Ему известна даже наша малейшая устремленность к Нему, так как Бог всеведующий. Поэтому не будем откладывать дело нашего спасения на старость или какой-то долгий срок, но будем каждый день созидать наше спасение.
Многие полагают, что Иисусова молитва обращена только ко Христу, но это не так. Иисусова молитва обращена ко всем трем Лицам Святой Троицы. Так краткая форма Иисусовой молитвы «Господи, помилуй» произносится трижды именно потому, что обращена к Пресвятой Троице. Двенадцать раз «Господи, помилуй» указывает на освящение каждого дня и каждого часа, а сорок раз «Господи, помилуй» произносится для освящения всей жизни. В начале православный христианин обращается на творение, потом начинает доминировать самосознание, затем становится важным лишь познание Бога.
Согласно свт. Игнатию (Брянчанинову), Иисусову молитву следует совершать с благоговением, вниманием, с целью покаяния. При этом не надо понимать покаяние как называние грехов на исповеди. Речь идет о покаянном чувстве как следствия осознания своей готовности, то есть сокрушенном и смиренном сердце. Тогда в результате такой практики Иисусова молитва станет сердечной через участие сердца в молитве от покаянного чувства. Затем покаяние перерастает в смирение, а потом в любовь.
Что значит заключать ум в слова молитвы? На первый взгляд кажется, что это просто внимательно совершать молитву, понимая ее общий смысл, но этого недостаточно. Когда мы едим очень вкусную пищу, то стараемся почувствовать. вкус этой пищи до конца. Так и когда мы совершаем Иисусову молитву, каждым ее словом нужно напитать ум целиком.
3 минуты