Найти тему

Композиция (преподавательская среда)


Безусловно композиция не ограничивается станковой, сюжетной, но я работаю только с ней.
Всё, что касается декоративных, дизайнерских и абстрактных работ — это не моё.
При поступлении в художественное училище требуется выполнить не только натюрморты по рисунку и живописи, но и сделать композицию на заданную тему.
Признаюсь честно, я не слишком любила этот предмет, пока училась, да и преподавать его никогда не стремилась... Но пришло время, и мне потребовались все мои знания.

Как выяснилось, среди поступающих больших любителей станковой композиции тоже мало, поэтому полюбить её, прежде всего, пришлось мне.
Обычно работа начинается с определения темы. Её озвучивает педагог.
Дальше начинается работа ученика, именно он определяет мотив, то есть, что именно нарисовать на заданную тему.

Например, тема «Ожидание»

Имея тему, ученик должен определиться с мотивом, в данном случае это — кто и что будет ждать.
Ждать можно транспорт на остановке или в очереди у врача, ждать мы можем чего угодно: любимую на свидание, рождения ребёнка... Я вот целыми днями жду, когда мои ученики справятся с поставленной задачей.

Как только появилась идея, что именно рисовать, надо выполнить несколько форэскизов (формальные композиционные наброски маленького формата), а после сходить на место (больница, остановка, улица или дом) и поделать зарисовки с натуры, сейчас возможно пользоваться фотографией.
Это обязательный этап, как и все остальные. Часто бывает, что в жизни можно увидеть более выразительное пластическое решение, поэтому размещение фигур в листе и ритмы фона могут сильно измениться.

После наблюдения за натурой возвращаемся к эскизам, теперь они могут стать немного крупнее и подробнее, но никаких деталей показывать не надо, на этапе чёрно-белых эскизов важен тон и ритмы.
После этого выполняются цветовые эскизы, обычно 2—3 разных по тону и колориту варианта.

Но прежде чем приступить к окончательной работе на формате, когда уже определено композиционное, тональное и цветовое решение, необходимо с натуры отрисовать фигуры людей в нужных позах и какие-то важные детали, чтобы в итоговой работе не было нелепых деревянных человечков с чудовищной пластикой и пропорциями.

Только после этого мы переходим на большой формат, но сначала выполняется так называемый картон (это рисунок в полный размер на листе тоном, можно с включением цвета) или просто подготовительный рисунок, который потом переводится на лист, где будет выполнена окончательная работа краской.

Мало у кого всё это вызывает азарт, но если погрузиться в процесс, то это, как приключение.
Я пока не слишком довольна нашими результатами, но кое-что получилось неплохо.

Именно работа над станковой композицией приближает ученика к созданию настоящей реалистичной картины.

А ваши репосты, приблизят ребятишек, желающих стать художниками, к моей мастерской.

2 минуты