11 подписчиков
Российский XIX век оказался весьма богат не только событиями, но и своеобразными личностями, хотя некоторые из них оставили о себе не слишком добрую память. Однако, как справедливо говорил главный редактор известной серии ЖЗЛ А. В. Петров, замечательный человек не обязательно должен являться героем или образцом для подражания (словосочетание "замечательный человек" можно перевести как: "замеченный историей"). Поэтому им иногда оказывается злодей, но не рядовой уголовник, а такой персонаж, чьи осуждаемые современниками поступки, громко отозвались в жизни той или иной страны, а то и мира в целом. Ведь не изучая причин, породивших монстров, придётся пребывать в постоянном напряжении, ожидая появления на земле очередного подобного злодея. Столь страшных персонажей XIX век России, слава Богу, не знал, однако люди мало приятные, но тем не менее повлиявшие на жизнь страны, (а потому историей замеченные и отмеченные), встречались и в нём.
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
("РЫЦАРЬ ВЕСЁЛОГО ОБРАЗА")
Писать о людях, родившихся в России XVIII века, не просто. В то время ещё не существовало устойчивой мемуарной традиции, дневники были редкость, да и начинались они часто с рассказов о карьерном дебюте пишущего. На арену жизни, если судить по дневникам и воспоминаниям, выходил сразу взрослый человек, не желающий рассказывать об этапах становления своей личности.
Вот и в случае с Карамзиным мы очень мало знаем о его детстве, родителях, домашнем обучении.
Николай Михайлович родился в 1766 году в дворянской семье, жившей в Симбирском далеке, почти на границе обжитой части тогдашней Российской империи. Его отцом был отставной капитан Михаил Егорович Карамзин, матери Николай почти не помнил. Она умерла рано и отец женился во второй раз на тётке будущего сановника и поэта И. И. Дмитриева. Позже тот станет близким другом Карамзина.
Окончив Симбирский пансион Фовеля, Николай Михайлович уезжает в Москву, где поступает в пансион профессора Университета И. М. Шадена и одновременно посещает лекции в единственном ВУЗе России.
Юноша надеялся продолжить обучение в Лейпцигском университете, но по настоянию отца начал службу в лейб - гвардии Преображенском полку в Петербурге. Карьера военного его совершенно не привлекала и сразу после смерти отца он вышел в отставку поручиком и уехал в родной Симбирск. Здесь он вступил в масонскую ложу и запоем читал всё, что попадалось под руку. Заодно, или, по его выражению, "между делом", он овладел английским, французским, немецким, греческим, итальянским и польским языками.
Новый переезд Карамзина в Москву совпал не только с укреплением его связей с масонами, но и с дебютом на литературном поприще. Здесь он получил первый гонорар за перевод какого-то французского романа (гонорар был выдан натурой, то есть книгами). Жил он в эти годы совершенно по - разночински, поскольку литературные труды прокормить не могли. Карамзин попытался поправить свои денежные дела с помощью карточный игры, но это занятие ему претило. Да и его друзья - И. И. Дмитриев, Н. И. Новиков, четыре брата Тургеневых - располагали к совершенно иным занятиям.
В мае 1889 года Николай Михайлович, собрав с их помощью достаточную сумму денег, совершает один из решающих шагов в своей жизни. Он отправляется в путешествие по Западной Европе с условием описать свои заграничные впечатления. Его "Письма русского путешественника" появились в журнале и отдельным изданием. Язык "Писем" оказался смел, нов и привлекателен для многих русских читателей. Однако нашлись и недовольные этими языковыми новациями, а потому "Письма" породили партии карамзинистов и антикарамзинистов, которые позже будут пополняться в связи с выходом его повестей:" Бедная Лиза", "Наталья боярская дочь", "Деревня".
Главное ж заключается в том, что именно с этих пор начинаются страсти по Карамзину - спор о том, кто он: писатель, журналист, политик, историк?
Каковы его политические взгляды: ретроград, консерватор, либерал?
Да и перед самим Николаем Михайловичем заграничные впечатления - размышления поставили немало важных вопросов.
Продолжение следует...
3 минуты
24 сентября 2024