45 подписчиков
🏛 Как пресеклась уникальная традиция зодчества
Вопросы в комментариях показали, что не все наши читатели в курсе весьма знаменательного для русского зодчества события - около 370 лет назад в 1652 году патриарх Никон запретил возведение на Руси шатровых церквей: они якобы не соответствуют православному канону. Так на два столетия пресеклась традиция зодчества, не имевшая аналогов в Европе.
Возникает вопрос - зачем Никон ввёл этот запрет?
Оставим в стороне вопрос - был ли запрет на самом деле? Количественный анализ истории строительства шатровых храмов показывает просто катастрофическое падение сразу после его патриаршества, восстановившееся уже только в XIX веке на новой волне интереса к русским корням.
Что же было такого в шатре, что Никон повелел "по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…"?
Первое. Нельзя отделять этот запрет от общей реформы, приведшей к Расколу. Хотя есть исследователи, ратующие за версию, что Никон хотел свой Новый Иерусалим сделать уникальным... Общая цель реформ Никона, а скорее даже Алексея Михайловича, - принять или даже навязать Руси "греческий" вариант православия. В кавычках потому что вопрос был политическим, а не религиозным - Русь только что получила новые территории на Украине.
Почему было принято менять именно Русь, а не новые территории - вопрос отдельный. Передача духовной власти над территорией (согласие Константинополя на назначение митрополита не Константинополем, а Москвой), потребовало определенных уступок, частью которых была та самая "справа", а все ширившийся поток клириков с этих самых территорий, присоединенных по Андрусовскому перемирию 1667 года, очень способствовал процессу. Но в целом все признаки, отличавшие православие на Руси, было решено "отменить". Под раздачу попали и уникальные шатровые храмы. Византийский крестово-купольный тип храма стал единственно возможным.
Второе. К XVII веку каменные шатровые храмы уже начинают терять свою изначальную аскетичность, обрастают узорочьем. Шатер перестаёт быть единым с объемом храма, становится просто украшением. Многоглавые шатровые храмы уже скорее произведения искусства, а не видимый символ преображения человека. Никон изначально был борцом за чистоту, сочувствовал идеям кружка ревнителей древнего благочестия. Такое искажение чистого символа могло быть им расценено как обмирщение самой идеи храма-знака и, соответственно, отвергнуто.
И третье. В Европе вовсю разворачиваются тенденции и идеи Нового времени, проникающие и на Русь в разных видах. Они не могут не влиять на восприятие веры. Обмирщение зодчества в целом становится основной тенденцией. Все большее внимание заказчиков строительства занимают мирские идеи. В полном объёме это начнёт проявляться уже при Петре I, затеявшем новую столицу по новому типу.
Эти три тенденции (и многие другие) накладываются и получаем резкий поворот в истории России, начавшийся со Смуты, продолжившийся Расколом и полностью проявивший себя в реформах Петра. Это, конечно, сильное упрощение, но с точки зрения храмового зодчества мы получили фактическое двухвековое забвение уникального типа храма. И кто знает, как бы сейчас выглядели наши города, если бы не тот запрет Никона?
#история
PS. Картины "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме" (В.Г. Шварц, 1867) и "Тишайший" (Павел Рыженко, 2001)
2 минуты
23 сентября 2024