31 подписчик
Традиции гостеприимства Балкарии.
Часть 1.
«Любой человек, приехавший в балкарское село, мог изъявить желание стать гостем понравившегося ему дома, но обязательным условием было непременное присутствие в доме мужчины. Если гость приезжал днем и в доме, кроме жены хозяина, была его мать, (мать вообще пользовалась большим авторитетом в селе и сельской общине и о ней говорили: "Эр кишеге тенг къатынды" - "Мужчине равная женщина"), его принимали женщины, но на ночлег устраивали в доме ближайшего родственника, жившего в их квартале.»
Являвшееся древним обычаем кавказских народов и унаследованное от родового строя, гостеприимство, определяло общественную взаимосвязь семей балкарской патронимии и их соседей. Родился обычай в отдаленные от нас времена, когда в борьбе за существование первобытным людям трудно было обойтись без взаимной помощи. Передаваясь из поколения в поколение, обычай гостеприимства не перерос в добродетель, а остается долгом. О гостеприимстве жителей балкарских сельских общин писали С. Давидович, А. Соборнов, В. Ф. Новицкий, С. Я. Голубев, В. Конопасевич, П. Крыленко, Г. Мерцбахер и многие другие исследователи и путешественники.
Примерно в те же годы (конец XIX в.) М. П. Белоконский писал: "...при встречах балкарцы в громадном большинстве случаев улыбались и любезно приветствовали нас".
Большим позором у балкарцев считалось отказать гостю в приеме, и кто это делал, покрывал позором не только себя и свою семью, но и всю "фамилию", где бы ни жили ее члены. А честь для балкарца, как и вообще для горца, была высшим судом совести. "Бизге не да болсун, тукъумну намысы тас болмасын" - "Пусть с нами случится любая беда, лишь бы тукум не лишился своего намыса" (намыс - честь, уважение), - говорят в Балкарии. Гость, по словам А. Лилова, лицо не только близкое, но и священное, неприкосновенное. Когда дело касалось гостеприимства, не различали ни друзей, ни врагов, ни бедных, ни богатых, ни возраст, ни пол.
Гостя принимали в любое время дня и ночи, оказывая ему всевозможное внимание и заботу. Ему должны были предоставить убежище, если угрожало преследование кровной мести. "Отказать в помощи нуждающемуся - значит поступиться своей честью" - гласит древний балкарский закон. "Адаты не велели выдавать гостей" у чеченцев, осетин, кабардинцев, карачаевцев, ногайцев, абазинцев.
Идущего по балкарскому селу приезжего, да и своего односельчанина, сидевшие около дворов люди приветствовали вставанием, работавшие во дворах или рядом с двором отрывались от дела и старались уделить гостю необходимое внимание. В 1904 году П. В. Поггенполь, сделав с группой товарищей переход через перевал из Сванетии, писал, что после утомительного путешествия в Урусбиевском к ним проявили "очень много внимания и чуткости ". Посетивший в 1930 год Балкарию Ф. М. Перебийнос сообщал: "...они провожают меня до самой верхней тропы, заботливо указывая мне дорогу, снова и снова прощаются со мной и стоят долго, смотря вслед... Такое гостеприимство меня не удивило. Балкарцы, вообще говоря, чрезвычайно внимательны к гостю".
В центре основного селения ущелья обычно было управление, где, как правило, встречали гостей всем аулом. Если же последние являлись в чей-либо дом, то они были гостями хозяина дома и всей "фамилии". Гостей принимали или в особом доме, или в комнате, называемых "къонакъ юй" или "къонакь отоу". П. А. Караулов отмечал, что у каждого "мало-мальски обстоятельного" балкарца есть особая комната, куда может "заехать всякий приезжий". У основной массы крестьянского населения кунацкими были комнаты "отоу" - пристройки для женатых пар. Поэтому-то Н. А. Караулов и другие авторы писали, что кунацкую имела каждая семья, независимо от ее материального благосостояния. Княжеские кунацкие стояли отдельно от основного жилища. У князя Урусбиева два дома, читаем мы в журнале "Вестник Европы", в одном живет он с семьей, другой дом, из трех больших комнат, предназначен для приема гостей. Патронимические поселки имели общую кунацкую, в чем весьма ярко проявлялось их общественное единство.
3 минуты
22 сентября 2024