Найти тему

Перевожу вот эту статью "Гештальт-терапия как «прикладная феноменология»: размышления о развитии феноменологической традиции и о том, как это может помочь современной гештальт-практике" Mikela Gonzi, Niki Young.


Понравилась цитата. Это то о чем я думаю в последнее время - важно удерживать как обычно оба полюса. Удерживать вместе то, что искусственно прежде было разделено. С одной стороны "реляционный поворот" - реляционная природа всего того, что происходит на сессии и с другой стороны автономное, субъективное, авторское.

Да, мы вместе создаем то, что происходит. Но одновременно с этим каждый из нас является автором и несет ответственность за свой вклад. Парадоксально ли это? Конечно. Как определить вклад каждого? Сложно.

Читаем сейчас ПХГ. Меня поразило, что и Миллер в предисловии (он писал его вместе с Фромом) и Перлз, Гудман, Хефферлайн тоже в предисловии пишут схожие вещи. Вот фраза из предисловия, которое писали П. Х. И Г. - "Начавшись как труд одного человека, книга в результате стала работой трех авторов — с равной ответственностью каждого".

Такая сложная задача! Делать что-то совместно, при этом имея готовность взять на себя ответственность за результат, понимая насколько сложно четко очертить вклад каждого.

Можно сказать, что начиная с девяностых годов прошлого века было важно выйти за рамки индивидуалистической и антропоцентрической парадигмы и перейти к реляционной, признающей взаимозависимую природу мира (Spagnuolo Lobb, 2016; 2018), но данная статья написана из беспокойства за новое поколение стажеров и терапевтов.

Неужели мы снова наклонили чашу весов? Пол Барбер совсем недавно написал страстную статью «с намерением пробудить практиков к забытым сокровищам гештальта». Он пишет: «Это самостоятельный метод феноменологического исследования... он проводит эвристическое исследование природы осознанности и „бытия“» (2023, с. 8).

Возможно, в наших попытках отстаивать реляционную позицию в течение последних двух десятилетий это иногда отодвигало на второй план столь же важную роль уникального субъективного опыта, знаний, навыков, спонтанности и креативности терапевта.

Очевидно, что реляционная работа не может быть эффективной, если терапевт не приложил усилий для достижения чувства автономии и не способен иметь субъективное, ясное ощущение себя (в гештальт-смысле) в ситуации, частью которой он является, когда это так необходимо. Барбер считает, что, хотя современный реляционный гештальт нам дорог, мы все же можем «сохранять старую школу» (2023, p. 15).
2 минуты