17 подписчиков
Ричард Чефец. Еще один взгляд на переживание стыда
Наполненные стыдом переживания часто занимают центральное место в жизни людей, которые были вовлечены в различные виды травматичных отношений (воздействие абьюза, насилие, «взрослые дети алкоголиков», аддиктивное (зависимое) поведение).
Наполненные стыдом переживания
Стыд влияет на восприятие собственной субъективности, которое занимает важное положение в структуре идентичности.
Американский психоаналитик Рой Шефер отмечал, что идентичность состоит из 3-Х элементов опыта человека:
➡️в качестве деятеля (агента);
➡️в качестве объекта (то, как проявляется в отношениях с другими);
➡️в качестве имеющего локализации (занимающего определенное место в пространстве).
Стыд создает сдвиг в восприятие себя с субъекта на объект.
Представим ситуацию, когда подросток Тим, который играет в футбол, пропустил мяч, и его команде забили гол. Тим испытывает стыд, что это по его вине, что может провоцировать перемену в его отношениях с самим собой, с командой, с болельщиками.
Это пример сдвига в структуре идентичности по Шеферу в том смысле, что помимо дееспособного агента Тим становится также и обьектом действия.
Он может бормотать что-то типа:
„Идиот, как ты мог пропустить мяч!"»
Кто с кем разговаривает?
Часть Эго (сознательная часть психики ) Тима превращается в объект, который ругает парня пропустившего мяч.
Агентность переходит от вратаря, кто пропустил мяч на того, кто является источником критики. Имеет место сдвиг в ощущении себя, сдвиг в идентичности. Критик имеет гораздо больше физической энергии и эмоциональной силы, чем устыженный Тим.
Переживание стыда всегда в какой-то степени связано с отношением Я - Другой. Это может быть как про отношения внутри Я, так и между Тимом и его разочарованной командой. Всегда присутствуют как минимум двое.
Антонова Ольга, Psy-co-lab
Запись на консультацию по ссылке
#антонова_psycolab
#стыд_psycolab
1 минута
19 сентября 2024