13 подписчиков
"Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный".
Эти знаменитые пушкинские строки не могли не прозвучать в спектакле "Капитанския дочка" Московского Губернского театра. Очень символично, что произносит их не Гринев, как в романе, а сам Пугачев, что подводит для него определенную черту под содеянным. И в самих словах, и в том, как они звучат, есть и ярость обреченного, но есть и запоздалое раскаяние героя перед неминуемой
Спектакль невероятно хорош визуально, и в то же время полон глубины, шарма, атмосферы, прекрасных актерских и режиссерских находок. Просто 11 из 10!
Начинается он как расследование и соединяет текст пушкинской прозы с отрывками из монографии поэта "История Пугачева", реальными документами того времени, выдержками из допросов и судебного слушания по делу Пугачева.
Спектакль талантливо играет с реальностью произошедшего. Все в нем намеренно не настоящее. И набитые соломой чучела вместо повешенных коменданта и его помощника, и головы в нем не рубят, а разбивают вдребезги капустные кочаны, и в руках бунтовщиков палки вместо ружей, да и сама крепость - лишь игрушечный макет. Но почему при виде всего этого реквизита тебя вдруг охватывает невыразимый ужас? Почему так реально жутко становится от того, как кричит Маша при виде загубленных родителей? Почему разлетающийся на куски кочан красной капусты под ударами сабли так пугает и завораживает одновременно? В этом "ненастоящем" сокрыта самая суровая и страшная правда, и от того, что преподносится она, как элемент игры, скоморошества, театра в театре, воздействие ее гораздо сильнее.
Над сценографией спектакля работал один из моих любимых театральных художников Максим Обрезков, замечательные костюмы создала Тамара Эшба. Визуальная красота спектакля - просто таки наслаждение для глаз. Мощный наклонный дощатый помост и деревянные балки, столы следователей и табуреты - все грубо сбитое, простое, без изысков на фоне совершенно черного задника, а во втором действии история пугачевского восстания преподносится уже как народная прибаутка, лубочная картинка, карнавал, столь любимый матушкой-императрицей Екатериной II. И сама она в роскошной маске предстает перед Машей, словно солнце восходит. И снова мы слышим ту же историю, только под иным углом. От смелой, тоненькой рыжеволосой девочки, которая не побоялась добраться до самой императрицы, чтобы защитить и оправдать любимого.
Актерские работы в спектакле восхитительны. Молодые актеры Александра Лукьянова и Олег Савостюк очень естественно проносят через весь спектакль и трепетность, и восторги первой любви, юношеский максимализм, но и твердость характеров, честность и бескомпромиссность. Без утайки рассказать про встречу с Пугачевым на зимней дороге и тот самый заячий тулупчик и не побояться прослыть заговорщиком, или честно сказать Пугачеву в лицо, что не будет ему служить - всего лишь два проявления этой стоической твердости, верности долгу и преданности в любви.
Сам Пугачев, прорисованный Дмитрием Карташовым ярко, мощно, словно крупными мазками, со всей заносчивостью и мужицкой грубостью, окруженный ватагой бунтовщиков, которые вихрем проносятся по сцене и по залу, к финалу спектакля подходит к наивысшей точке своего раскаяния, стоя на коленях перед маленькой, хрупкой Машей, которая готова после всего им содеянного молиться о спасении его грешной души. Сцена невероятно сильная по глубине и восприятию. Мы плакали.
Есть еще один герой, чье раскаяние и даже возможное оправдание его действий пытаются найти создатели спектакля. Любовь Швабрина к Маше, возможно, не менее сильна, чем у Петра Гринева, но полна бессильной ярости от того, что она безответна, и это толкает его к краю, заставляя совершить предательство. Спектакль "Капитанская дочка" просто невозможно описывать по частям, это целостное зрелое высказывание, захватывающее, яркое и яростное, иногда печальное, как протяжная, заунывная русская песня, иногда залихватское, как удалая пляска злодеев-бунтовщиков. Все, как в нашей жизни, только лучше. И это как раз то самое, ради чего стоит любить театр и идти в него.
3 минуты
18 сентября 2024