1549 подписчиков
Каким образом Тело и Кровь Христовы действуют в нас после причащения? Где проходит граница между помощью Божьей в борьбе с грехами посредством Причащения и нашей собственной волей к этому?
Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин «теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни» (Простр. христ. катехизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через частое и достойное участие в этом великом Таинстве он «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 107).
Действие Христа в нас после достойного причащения описано в третьей благодарственной молитве так: «Пройди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня» (пер. иеромон. Амвросия (Тимрота)).
Это действие таинственно и непостижимо, но, тем не менее, реально. Свт. Феофан Затворник описывает его так: «Душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, неодолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа.. Свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников» (О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 175).
Однако если мы не замечаем этих признаков в себе явно, это, по мысли святителя, может означать, как их полное отсутствие, так и присутствие в зародыше. Последнее узнается по такому признаку: «Если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись» (Там же. С. 178).
Из этого мы можем заключить, что признаки действия Святого Причастия существуют и наблюдаются, однако оно тесно связано с нашим личным трудом над собой и проводить здесь четкую границу между нашей волей и благодатью не представляется возможным и полезным.
#вопросы
2 минуты
17 сентября 2024