141 подписчик
Дом — это квартира. Судебный правовой абсурд.
На днях судья Кунцевского районного суда города Москвы Котова Алеся Анатольевна одним своим росчерком пера решила, что дом — это квартира. Проигрывать в суде всегда неприятно. Юристы и адвокаты не любят рассказывать о своих проигрышах в интернете, хотя у каждого есть своя череда проигранных дел, и, несмотря на опыт, такая череда все равно ждет впереди. Ведь практика применения каждым судьей видится по-своему, и порой даже по одним и тем же доводам разные судьи принимают совершенно противоположные решения. И так получается, что нет предела совершенству и всегда есть к чему стремится.
Иногда, проиграв суд, даже не знаешь, радоваться или грустить. С одной стороны, жалко потраченных усилий и осознавать, что позицию до суда ты так и не смог донести в полной мере. С другой стороны, порой есть и плюсы от таких решений. Так и в этот раз. Основанием для обращения в суд явилось действие Управления Росреестра по Москве, отказавшего в регистрации права собственности.
История простая. Когда-то в двухтысячных годах человек приобрел участок земли на территории Москвы, построил дом и зарегистрировал его. По какой-то неведомой причине зарегистрировал его как квартиру. В 2023 году он дарит этот дом своим детям, и к ним с исковым требованием по сносу самовольной постройки обращается Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы. Причем просят снести не весь дом, а незаконные пристройки к нему. Во время рассмотрения спора, изучив регистрационное дело, становится ясным, что дом зарегистрирован как квартира. Мои доверители решили проявить добросовестность и обратились с заявлением в Управление Росреестра по Москве о прекращении регистрации права собственности как квартиры и регистрации права собственности как дома. При этом часть оспариваемых пристроек никто не просил, говоря простым языком, узаконить. То есть то, что уже есть, зарегистрировать как оно есть. Казалось бы, зачем им это надо. Оставили бы как есть и не заморачивались. Пусть у других голова болит. Но нет, хорошее воспитание — вещь такая. Давайте все сделаем как положено. Пошли, подали заявление и, о чудо, получают отказ от Росреестра с пояснением, что дом стоит на землях, на которых строительство в наше время запрещено, и вообще мы его считаем самовольной постройкой, у вас имеется спор с Департаментом городского имущества города Москвы, поэтому регистрировать ничего не будем. Доверители решили оспорить такое довольно абсурдное действие госоргана и обратились в суд в порядке, предусмотренном Кодексом об административном судопроизводстве. И вот суд полгода откладывал рассмотрение дела по различным причинам. Хотя по факту вопрос простой и рассматривать особо нечего. Но то от Управления Росреестра никто не являлся и не получили их возражения, то давайте привлечем к участию в деле ДГИ г. Москвы. Когда подобные доводы закончились, Котова А. А. наконец-то решилась рассмотреть дело по существу и в итоге отказала в удовлетворении иска. Разумеется, для того, чтобы понять, чем она руководствовалась, отказывая, надо дождаться мотивированного решения. Может, действительно есть иная, противоположная точка зрения, может, суд просто встал на сторону госоргана. Суд же тоже фактически госорган, и не стоит об этом забывать. А ворон ворону глаз не выклюет.
И хотя наша страна на фоне политических тенденций Запада позиционирует себя как нормальная, адекватная и не скатывающаяся в абсурд относительно традиционных семейных ценностей, но в правоприменительной сфере касательно других сфер жизнедеятельности общества благодаря таким решениям, по моему мнению, этот вопрос все-таки остается открытым.
*Прошу обратить внимание, что все написанное является исключительно моим субъективным мнением, основанным на реальных событиях.
3 минуты
16 сентября 2024