Найти тему

Иванюков, Н.А. Ярошенко, Н.П. Тульчинский и многие др. личности, составлявшие цвет и гордость науки и культуры того времени. Все без исключения иностранные и русские горовосходители получали здесь необходимую помощь и услуги.

По инициативе Исмаила была построена специальная гостиница для приема многочисленных гостей из России, Италии, Германии, Англии, Швейцарии, Венгрии, Польши и др. В этой гостинице, по праву занимающей место прообраза нынешних туристических баз, велась специальная книга отзывов, состоящая из нескольких общих тетрадей в кожаных переплетах. В ней оставили свои записи путешественники и горовосходители Д. Фрешфильд,К. Теккер, Ф.Грове, М.Дечи, Г.Аббих, Н.Динник, . С.Давидович и мн. др. Эти замечательные тетради видели еще в 1923году, и оставил свои записи известный путешественник и автор многих работ по кавказу С. Анисимов. К сожалению, бесценные тетради утеряны.
С.И. Танеев из уст Исмаила записал 20 балкарских народных песен, которые послужили ему позднее материалом для написания очерка « О музыке горских татар». Сам Исмаил виртуозно играл на карачаево-балкарском старинном струнном инструменте «къыл-къобуз», а Танеев подыгрывал ему на скрипке. Этнографические, исторические, географические сведения, рассказанные Исмаилом и записанные М.М. Ковалевским, легли в основу его трудов "У подошвы Эльбруса" и "В Сванетии" и содержали в себе первые сообщения о наблюдениях М. Ковалевского над семейными и правовыми отношениями у кавказских народов, вошедших впоследствии в его работы. Монография М. Ковалевского "Очерк происхождения и развития семьи и собственности" вышла в 1891 г. в Стокгольме. Впоследствии она послужила одним из научных источников Ф. Энгельсу при написании им работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

М.М. Ковалевский в своих статьях и письмах неизменно подчеркивал, что успехом своей этнографической экспедиции был обязан Исмаилу Урусбиеву.
Не менее важной является практическая деятельность И. Урусбиева, направленная на улучшение материального благополучия, социально-экономического положения балкарцев. Практическая деятельность И. М. Урусбиева была направлена на улучшение жизни соплеменников. Он был инициатором и руководителем строительства колесной дороги от своего аула до Атажукисских владений в 1869 г. И, когда закончилась казенная субсидия, принял на свой счет окончание строительства колесной дороги от аула Урусбиево до "Донгуз оруна". Нет необходимости объяснять, что значило строительство дороги в горном ущелье, какими трудностями оно было сопряжено. Помимо больших материальных затрат, такое предприятие требовало годы напряженного труда. Однако осознание того, что дорога из ущелья - это дорога в большой мир, не останавливало Исмаила перед трудностями.
Для развития горского скотоводства на основе передового европейского опыта с применением новых технологий Урусбиев в 1871 г. обращался с просьбой к начальнику Терской области о разрешении на открытие сыроваренного завода на общественных землях. К сожалению, замысел Исмаила Урусбиева не встретил понимания и ему в и ему в этой просьбе было отказано. Впрочем, в 1874 г. сыроваренный завод был построен его младшим братом Хамзатом.
Великолепный воспитатель и координатор деятельности, как своих братьев, так и двух высокообразованных сыновей - Науруза и Сафар-Али.
Исмаил всемирно старался вывести в большой мир братьев и сыновей: Сафар-Али окончил Петровско-Разумовскую академию (ныне сельхозакадемия им. К.А. Тимрязева) и стал известным собирателем фольклора,разработчиком алфавита и грамматики карачаево-балкарского языка; Науруз – закончил Петербургский университет.
Братья Урусбиевы не только рассказывали и записывали, но и публиковали фольклор своего народа. Так, в 1881г. Сафар-Али Исмаилович опубликовал на русском языке нартские сказания балкарцев. Небольшое его предисловие к этим сказаниям "Несколько слов от составителя и переводчика" и комментарии положили начало научному изучению эпоса балкарцев и карачаевцев .
3 минуты