21,1 тыс подписчиков
Почему раньше не было брошенных, обезлюдевших деревень, и не было позорного слова "заброшка"?
Потому что была в деревне духовная жизнь, а не только материальная.
Летом приезжал в деревни Новосибирской, Брянской, Архангельской, Ростовской и Московской областей – и спрашиваю про деревенские были и легенды - ни одной никто не назвал, ни стар, ни млад...
Молитвы, обычаи, приметы, песни, сказки, легенды, мифы, пословицы и поговорки передавались по женской линии.
Женщина была охранительницей и спасительницей деревни.
Вот как это было описывает Иван Бунин:
"...И остались у него в памяти только темно-зеленые пахучие конопляники, в которых тонула Дурновка, да еще одна темная летняя ночь: ни единого огня не было в деревне, а мимо избы Ильи шли, белея в темноте рубахами, «девять девок, девять баб, десятая удова», все босые, простоволосые, с метлами, дубинами, вилами, и стоял оглушительный звон и стук в заслонки, в сковороды, покрываемый дикой хоровой песнью: вдова тащила соху, рядом с ней шла девка с большой иконой, а прочие звонили, стучали и, когда вдова низким голосом выводила:
Ты, коровья смерть,
Не ходи в наше село! —
хор, на погребальный лад, протяжно вторил:
Мы опахиваем, —
и, тоскуя, резкими горловыми голосами подхватывал:
Со ладаном, со крестом..." (И.Бунин "Деревня")
Вот как это выглядело показал Григорий Мясоедов в картине "Опахивание".
Этот ритуал и описан Буниным.
1 минута
22 сентября 2024