677 подписчиков
Архитектура песни: как строятся треки в хип-хопе, поп-музыке и электронной музыке
Создание трека — это как строительство здания, где у каждого жанра своя техника и инструменты. В хип-хопе, поп-музыке и электронной музыке архитектура песни выстраивается по разным законам, и вот как это происходит:
Хип-хоп: «Сперва тело, потом душа»
Здесь всё начинается с бита. Представь это как фундамент, на котором артист выстраивает свой текст. Продюсер создаёт грув, где основа — это не мелодия, а ритм, бас и перкуссия. Потом приходит артист и начинает под этот бит что-то бормотать, экспериментировать со звуками и ритмами — это и есть твоя «йогуртовая ритмика». В этот момент слова ещё не важны — главная задача, чтобы всё совпало по ритму и вайбу. Когда артикулированный ритм уже готов, вот тогда накладывается финальный текст. Сначала тело — потом душа.
Поп-музыка/рок: «Сперва душа, потом тело»
В поп-музыке и роке всё начинается с демки. Это такая сырая версия трека — скелет с вокальной линией, аккордами и темпом, который приносят сонграйтеры. Артист на этом этапе часто даже не участвует. Здесь всё наоборот: сначала строят душу — вокал и гармонию, которые задают тон всей песне, — а потом на это накручивают тело — полноценные инструменты, аранжировку, ударные. Демку потом обрабатывают, как черновик в романе: меняют аккорды, темп, прописывают полноценные инструменты. Когда всё собрано, артист приходит и записывает вокал, который уже причесывают под коммерческий формат. Весь этот процесс — как сделать из черновика готовую статью: сначала душа, потом тело.
Электронная музыка: «Сперва душа, потом тело, потом опять душа»
В электронной музыке чаще всего всё начинается с мелодии. Диджей или продюсер нащупывает мелодию, которая становится основой трека. Здесь тоже действует правило: сначала душа, потом тело. Мелодия — это эмоциональный центр, вокруг которого наращивают ритмическое тело — драмка, бас, синтезаторы и всё остальное.
Один из распространённых приёмов в электронных жанрах — продюсер прописывает вокальную партию в виде MIDI-мелодии. Вокалист или сонграйтер получает эту мелодию, пишет на неё текст и затем записывает вокал. После этого продюсер просто удаляет свою MIDI-дорожку с нотами для вокала, оставляя живую запись.
Этот подход применяется для того, чтобы трек не утратил концепцию, задуманную продюсером. Электронные жанры редко делегируются в композиционном плане артистам или сонграйтерам — их задача только написать текст, а ноты не трогайте. Это позволяет сохранить целостность и точность первоначальной идеи продюсера, ведь он строит песню вокруг изначально продуманной мелодической структуры.
Конечно, есть и другие архитектурные сценарии, которые используются в чуть менее массовых жанрах. Например, сэмпл, который по-настоящему зацепил вас, может стать скелетом трека, а вокруг него уже наращиваются другие элементы. Вполне себе бас-линия может выступить скелетом, а порой даже второплановый аккомпанемент может стать тем каркасом, вокруг которого выстраивается вся остальная композиция.
А кому интересно разобраться с аранжировкой подробно, на моем обучении мы детально рассматриваем все виды аранжировки, как в популярных жанрах, так и в более нишевых направлениях. Это поможет вам не только освоить базовые техники, но и научиться строить свои треки, используя самые разные подходы, которые подойдут именно вам.
2 минуты
13 сентября 2024