432 подписчика
Цели чтения с экрана и цели чтения с бумаги
Я слабо представляю, что сегодня кто-то может выйти на пикет, чтобы заявить, что гаджет вреден для ума. Мне кажется, это было бы несусветной глупостью и действием, характерным для “технолуддита” — человека, который препятствует прогрессу и развитию технологий. Однако вредность кнопки для несозревшего ума действительно несет в себе скорее вред, чем пользу.
Зрелость ума — достаточно сложное явление, которое, мне кажется, трудно даже описать. Однако есть мнение, что в 2024 году он вызревает значительно медленнее, чем в 1990, и еще медленнее, чем мозг подростка из царской России. Это можно проиллюстрировать весьма лаконичным, но в то же время красноречивым изображением:
Тем не менее, я не являюсь “технолуддитом” и не считаю, что технология вредна сама по себе. Скорее, человек просто не научился ею правильно пользоваться. В моем представлении “умение пользоваться” не имеет ничего общего с нажатием кнопочек и пролистыванием ленты социальных сетей на экране смартфона. Это как поставить на стол цифровой микроскоп, смотреть в него или на него и заявлять, что умеешь им пользоваться.
Технологии, с развитием которых в наше распоряжение попали всевозможные гаджеты, неизбежно вносят изменения в привычные практики — например, в характер того, как мы читаем, храним информацию или ищем ее. Я убежден, что цифровой и аналоговый медиумы служат разным целям.
Бумага, как за тысячу лет до информационного взрыва, так и после, продолжает выполнять свою классическую функцию: замедлить потребление информации, замедлить процесс мышления, сделать его более сфокусированным, запустить процедуру вдумчивой работы с текстом. Бумага приглашает своего читателя интерпретировать написанные идеи и мысли. В то время как цифровые средства взаимодействия с информацией решают иную задачу, не менее важную.
Экран вместо бумаги отнюдь не означает, что вдумчивое чтение и глубокие размышления невозможны, скажем, с использованием iPad'а, ноутбука, телефона или другого гаджета. iPad в руках означает лишь одно — что у этого устройства несколько иные свойства, и опыт чтения с экрана все-таки отличается от чтения с бумаги. Планшеты, например, отлично подходят для чтения, однако вдумчивое чтение с экрана требует от читателя умения это делать. Дисциплины контроля над своим вниманием и бережного отношения к ограниченным умственным ресурсам, которые с устройством, обладающим экраном, легко могут пасть жертвой информационной лавины и быть “съеденными” бесконечными уведомлениями и очередным “очень важным” и интересным роликом.
Гаджеты следует расценивать в первую очередь как “удобные” инструменты. Удобные для того, чтобы взаимодействовать с поисковыми системами, быстрее и точнее, чем на бумаге, находить в массиве текста нужные предложения и фразы. iPad, например, натренировал во мне умение крайне быстро скиммить текст: не читать вдумчиво, а именно быстро определять, имеется ли ценность в тексте и если да, то в каком его месте концентрация наибольшая. Заметьте, не читать вдумчиво, а искать и находить быстро ключевые слова, анализировать, какое отношение они имеют к моей цели чтения.
Цифровые инструменты значительно лучше своих бумажных аналогов позволяют сравнивать и противопоставлять информацию. Несмотря на то, что с помощью бумаги можно без особых проблем расположить две статьи рядом друг с другом, организовать рабочее пространство так, чтобы читателю было максимально комфортно взаимодействовать с материалом, она значительно уступает цифровым средствам организации текста. В некоторых цифровых приложениях можно осуществлять недостижимые для бумаги манипуляции с текстом: вырезать фрагменты, размещать рядом, в пару кликов идеи, которые противоречат или дополняют друг друга. Иногда я привлекаю ChatGPT, чтобы помочь разобраться в статистических данных исследования или найти схожие и различные идеи в ранее прочитанных статьях. Искусственный интеллект не только услужливо представит данные в виде таблицы, но и сопроводит их своими комментариями.
1️⃣
3 минуты
12 сентября 2024