13 подписчиков
Когда Юрий Грымов объявляет проведение открытой репетиции нового спектакля, бегу на нее буквально со всех ног, "теряя тапки". Пропустить такое я никак не могу. Во-первых, это явление в театральной жизни невероятно редкое, далеко не каждый режиссер согласится показать зрителям тонкости репетиционного процесса, а во-вторых, и это главное, обожаю моменты живого общения Грымова с актерами, когда на твоих глазах рождается рисунок спектакля, когда в многократном повторении одной и той же фразы появляется именно та, самая правильная интонация, когда можно увидеть филигранную работу со светом, когда даже нет еще готовых костюмов, но по поведению актеров на сцене можно угадать особенности характеров героев.
Репетируют "Скотный двор". Да, да, того самого, великого и могучего Оруэлла, которого так боятся ставить многие режиссеры, столько иносказаний, вторых и третьих смыслов заложено в его произведениях. Грымов не боится. Для него главное, чтобы то, что он ставит, находило отклик в его собственной душе, а его сплоченный коллектив идет за режиссером и в огонь и в воду. Сколько уже было подобных примеров, начиная с 2016 года, когда Грымов возглавил театр. Теперь он ответственен здесь за все и со свойственной ему прямолинейностью утвреждает, что театр может быть только режиссрским. Или это будет уже другой театр. Да вот взять хотя бы одну из недавних великолепных работ театра "Цветы нам не нужны". Находились "доброжелатели", которые отговаривали Грымова вести разговор на подобную тему. Фашизм, Шпандау... Но в упрямстве Грымов - чемпион. Раз тема волнует, она должна быть воплощена.
Так же и с Оруэллом. В книге британского писателя на примере отдельно взятого скотного двора показаны принципы сталинского правления, но то, что ставит Грымов, гораздо шире, глобальнее и современнее. У книги, написанной в 1945 году, нашлось достойное продолжение в виде пьесы, созданной для "Модерна" драматургом Мариной Сулчани. В постановке задействованы практически все ведущие актеры театра, которые самым волшебным образом перевоплощаются на сцене в обитателей скотного двора. На открытой репетиции своеобразным элементом игры было угадать, кто из актеров какое животное изображает. Практически всех угадала, ощиблась только в парочке пернатых, пришлось к стыду своему, подходить к актерам и уточнять. Интересно же. А характеры животных, вообще-то, замечательно переданы и без костюмов. Только "человеческие" персонажи выглядели на репетиции так, как это будет в спектакле. С остальными - большой вопрос. Пока загадочная униформа свиней, лошадей, кур и прочих копытных и пернатых, задуманная художником Катей Никитиной, шьется в Петербурге, режиссер все еще в раздумьях, а надо ли? Но пока не попробуешь, не поймешь. И этим тоже интересна открытая репетиция - посмотреть ее, увидеть потом готовый спектакль и сравнить свои ощущения. Поверьте бывалому зрителю "Модерна", готовый спектакль - всегда сюрприз. Пока же можно насладиться тем, как Юрий Грымов и актеры углубляются в процесс, как будто мы, зрители, люди-невидимки. Зато потом, когда актеры уходят со сцены, режиссер готов ответить на любые вопросы из зала. А их всегда бесконечное количество. Разных, всяких, обо всем.
По факту ясно одно - на спектакль непременно надо идти, чтобы не пропустить в жизни что-то очень важное. А пока копим в себе массу эмоций, полученных на репетиции, запоминаем принципы "скотократии", размышляем о превращении животных в людей и наоборот и вылавливаем билеты. Если они еще остались. Премьера спектакля 5 октября, а для тех, кого вдохновил мой сумбурный текст, есть еще одна эксклюзивная возможность увидеть творческий процесс. Вторая открытая репетиция состоится 29 сентября. Опять же ловим билеты.
Не реклама, от души.
3 минуты
11 сентября 2024