Найти в Дзене

Би́знес (англ. business — дело, занятие, предприятие; в русский язык пришло, возможно, через посредство фр. business или непосредственно из английского) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.


В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы[1][2], но иногда имеют разное значение[3][4].

В условиях рыночной экономики большинство видов экономической деятельности является формами бизнеса, из-за чего бизнес считают[кто?] источником экономического и социального развития общества.

По численности работников, объёму производства продукции, условиям деятельности выделяют малый, средний и крупный бизнес. Малый бизнес является самым массовым, при этом каждый бизнесмен занимает небольшой удельный вес на рынке. Как правило, это небольшое предприятие, которое занимается розничной торговлей, оказанием услуг или выпускает однородную продукцию. В некоторых странах существует система государственной поддержки такого бизнеса, так как он обеспечивает широкую занятость при невысокой прибыльности.

Бизнесмен обычно стремится превратить свой актив в капитал, что будет приносить доход независимо от личного участия собственника, который может продолжать работать на своём предприятии, но может переключиться на другую деятельность.

ИСТОРИЯ БИЗНЕСА :

Содержание понятий «бизнес» и «предпринимательство» стало исследоваться на рубеже XIX—XX вв. Экономист А. Машала (1907—1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвёртый фактор — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф. А. Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. В дальнейшем оно продолжилось в классических теориях и новейших концепциях, отражающих специфику развития и функционирования общественной и экономической систем.

Классическая школа политэкономии (А. Смит и Д. Риккардо). Английские учёные-экономисты А. Смит (1723—1790) и Д. Риккардо (1772—1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. Предприниматель ради реализации определённой коммерческой выгоды и получения прибыли идет на принятие риска, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению Смита, компенсация собственника за риск. Он характеризовал это понятием «экономический человек», которое соответствует характеристикам рационального (разумного) поведения. Другой автор, Д. Риккардо видел в бизнесе абсолютный, вечный и естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного ведения хозяйства.

Марксизм. Согласно исследованиям немецкого учёного К. Маркса в труде «Капитал», основу прибыли составляет прибавочная стоимость, которую предприниматель присваивает в форме результата «работы» его капитала, а не покупает у рабочего. Поэтому бизнес — противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе, и, таким образом он выступает нежелательным компонентом жизни людей в целом.

Теория авансового капитала. Она является противопоставлением предыдущей точки зрения. Согласно ей, предприниматель рискует, выплачивая заработную плату рабочим и покупая новое сырье, при этом не реализовав ещё свою продукцию.

Институционализм. Институциональное направление экономической мысли сложилось в первые десятилетия XX в. (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл). Они представляли три крупнейших направления: социально-психологическое, социально-правовое и институционально-статистическое. Согласно этому подходу, промышленность и бизнес представляют собой дихотомию (первое — это источник изменений и прогресса, а второе — фактор, который противодействует ему).
Би́знес (англ. business — дело, занятие, предприятие; в русский язык пришло, возможно, через посредство фр.
3 минуты