19 подписчиков
Моисей и другие.
Мы писали о том, что мировоззрение – это очки, сквозь которые человек смотрит на мир.
Это комплекс предпосылок, в свете которых истолковываются любые факты.
Можно слышать как говорят, что факт есть факт, он некоторая объективная величина и не зависит от нашего виденья мира.
Человек должен подчинятся фактам. Хочет он этого или нет.
Факт – это непосредственная переживаемая очевидность.
А научный факт — это смесь, умозаключение, состоящее из наблюдений за просто фактами + логические умозаключения + принятые договоренности+ открытые законы природы + гипотезы.
То, что мы непосредственно видим, наблюдаем, чувствуем, переживаем – это факт.
Научный факт – это уже истолкование того, что мы видим, наблюдаем, чувствуем. Почему это так, а не иначе.
И здесь невозможно обойтись без имеющегося предубеждения, то как мы вообще смотрим на мир.
Такое определение факта можно приложить и к такой «науке» как история.
Если до расцвета археологических открытий – а это 20 век, люди черпали скудные знания о прошлом из Библии, то сейчас, благодаря археологии, мы имеем множество сведений о прошлом из других источников.
И возникает вопрос: «Как эти открытия соотносятся с Библией?».
Так о Моисеи – величайшем пророке еврейского народа, написавшего первые пять книг ВЗ мы знаем только из самого ВЗ.
Когда человечество вступило на путь отрицания Бога, возникла Библейская критика и фигура Моисея подверглась сомнению. Якобы многочисленные археологические открытия не дают право называть Моисея исторической личностью. Моисей – это некий мифический вождь, герой.
Используем наше определение факта для иллюстрации того, как мировоззрение влияет на восприятие действительности.
Мы имеем исторический факт – непосредственно наблюдаемую очевидность - легенду о рождении аккадского царя Саргона (надписи высеченной на его статуе). Он был рожден от неизвестного мужчины, его мать, чтобы скрыть его рождение, положила младенцем в корзинку и пустила по реке. Он был найден и воспитан вне царского дома. С помощью богини Иштар взошел на царство.
Аналогичная история есть, например, и в индийском эпосе «Махабхарате». Как принцесса Кунти родила сына от бога солнца. Стыдясь своего греха, уложила дитя в корзинку и со слезами на глазах пустила его в воды реки Асва, которые вынесли корзину в Ганг. Здесь его нашли супруги из племени сута, которые его и вырастили, но при этом царственная мать продолжала следить за судьбой своего сына.
Существует еще подобные мифы.
То есть, суть мифа заключается в том, что будущий герой или вождь обладает царским или божественным происхождением. Будучи брошенным в корзине в реку, он попадает в семью простолюдинов, но, став взрослым, узнает о тайне своего рождения, возвращается в царский дворец, чтобы предъявить там свои законные права на престол.
Как трактуют такие мифы историки-эволюционисты?
Все эти легенды, возникли независимо друг от друга и были плодом народной фантазии. Отделенные друг от друга тысячами километров племена рождали совершенно аналогичные сюжеты.
Такое осмысление подобных сюжетов определяется как научный факт – договоренность историков о интерпретации данных сюжетов как общечеловеческий миф, и оно берется за основу при преподавании, написании книг, статей и т.д.
И только предубежденность не позволяет увидеть в истории Моисея совершенно противоположные мотивы.
Более того – она является своеобразным антитезисом этих произведений фольклора.
В истории Моисея все происходит в точности наоборот.
Оба его родителя хорошо известны и принадлежат к угнетаемому и преследуемому народу.
Моисей ребенком попадает в царский дворец, воспитывается при нем и даже, при определенном стечении обстоятельств, может взойти на трон фараона. Однако вместо этого он предпочитает вернуться к своему народу и разделить с ним его судьбу.
То есть простолюдин, попав в царский дворец и имея большой шанс стать фараоном, узнав, что он принадлежит к народу, находящимся в рабстве, покидает царский дворец и возвращается к своему народу.
3 минуты
7 сентября 2024