86 подписчиков
Сага о санкциях
#сшаvsрф #санкции
ЧАСТЬ II. Юань – товарищ ненадёжный
Летом продолжался процесс усложнения расчётов между российскими и китайскими банками. Последние стремились, как минимум – формально, соблюдать американские антироссийские санкции, что приводило к отказам, задержкам и, как следствие – к удорожанию транзакций.
После того, как в июне Минфин США пригрозил ввести дополнительные санкции против банков Китая и других стран за операции с Россией, китайские банки стали очень строго относиться к транзакциям.
«В тот момент все трансграничные платежи в Китай прекратились. Мы нашли решение, но это заняло около трех недель, что очень долго, объемы торговли за это время сильно упали», — сообщил агентству Reuters российский источник.
Одним из рабочих вариантов стала покупка золота с перевозкой его в Гонконг, где после продажи вырученные деньги можно положить на счёт в местном банке.
Другой вариант – цепочки посредников в третьих странах для проведения своих операций в обход ужесточающихся проверок китайских банков на соответствие нормативным требованиям. В результате расходы на обработку транзакций выросли до 6% от суммы перевода, что для небольших компаний является катастрофой.
Что касается противоположного тренда, то после визита Владимира Путина в Китай в мае, некоторые небольшие китайские банки, не имеющие глобального бизнеса, взялись за проведение двусторонних платежей. Здесь проблема в устаревших IT-системах и проблемах с квалифицированным персоналом.
Иногда работают схемы XIX века – курьеры переправляют документы о переводах через российско-китайскую границу, чтобы получить физическую печать и подпись китайских банкиров.
Прохождение платежей стало одним из ключевых вопросом на переговрах 22 августа председателя правительства РФ Михаила Мишустин и премьера госсовета КНР Ли Цян, а в совместном коммюнике было записано: “Главы правительств (...) будут продолжать укреплять взаимопонимание и диалог между финансово-банковскими организациями, обеспечивать бесперебойное и нормальное функционирование каналов расчетов в торговле между Россией и Китаем».
Понятно, что столь расплывчатая формулировка не предполагает быстрого решения имеющихся проблем, но с того момента возникла новая.
4 сентября на Московской бирже [MOEX] рубль упал почти на 5% по отношению к юаню после того, как планы Минфина РФ по проведению валютных интервенций показали, что ежедневные продажи юаня центральным банком сократятся в ближайший месяц до эквивалента $200 млн.
В течение августа ЦБ РФ продавал юаней на сумму $7,3 млрд в день. Столь разительное падение совпало с размещением облигаций «Роснефти» на 15 млрд юаней, что привело к снижению ликвидности на рынке.
Второй причиной острого дефицита юаней являются упомянутые выше многомесячные задержки платежей по торговым операциям с Россией со стороны китайских банков, соблюдающих западные санкции. В августе эти проблемы достигли кульминации, когда миллиарды юаней оказались в “подвешенном состоянии”.
Со своей стороны, крупнейшие российские банки призвали ЦБ принять меры по борьбе с дефицитом ликвидности в юанях. «Мы не можем кредитовать в юанях, потому что нам нечем покрывать наши валютные позиции», — заявил глава Сбербанка Герман Греф.
Как известно, Россия и Китай уже какое-то время обсуждают совместную систему двусторонних платежей, но прорыва пока не произошло. По словам президента-председателя правления ВТБ Андрея Костина, поскольку торговля России с Китаем сбалансирована, создание клирингового механизма для платежей в национальных валютах не должно представлять проблемы.
Но Поднебесная не торопится…
[Продолжение следует]
3 минуты
6 сентября 2024