Найти тему

Что является критерием истины?


Как известно, древнегреческие философы часто ошибались, строя свои апории на умозаключениях, а не на реальном опыте.

Меня часто спрашивают во время подготовки требований к CRM, консультаций, на тренингах и т.д., когда показывают свои воронки, лиды, сделки: "А это правильно? А так правильно?"

Это не совсем корректная постановка вопроса. Когда у юриста спрашивают, правильно ли сформулирован пункт в договоре, он может сослаться на закон, где есть конкретная формулировка. Юрист опирается на факт. Когда школьник или студент решает уравнение по математике, там есть один правильный ответ, который можно проверить, подставив его в уравнение. Когда врач ставит диагноз, правильность его решения можно проверить по результатам лечения: если диагноз верен, пациент выздоравливает.

В бизнесе — что является «правильным» ответом? Бизнес — это постоянное выдвижение гипотез. Мы что-то делаем и проверяем: есть результат или нет. Результат — объективный факт. Из 100 потенциальных клиентов заплатили деньги 45. Хороший это результат? Ответ субъективный. Может быть да, а может быть нет, если мы хотим, чтобы их было не 45, а 90.

Пациент может выздороветь не благодаря выписанному лекарству, а по другой причине. Аналогично, клиент может заплатить не благодаря рекламе или хорошему предложению, а вопреки им. То есть мы что-то делаем, а потом получаем результат и оцениваем его по своим критериям, объективным именно для своего бизнеса.

В любом случае, правильный или неправильный ответ должен подтверждаться фактом. Когда меня спрашивают, как правильно определить, что является лидом, как правильно указать этап сделки, я могу лишь выдвигать гипотезы. Могу предложить вариант, который может сработать. Могу сказать, что у такой-то компании были такие этапы и так определяли понятие "лид". Могу рассказать, как делают в большинстве случаев. Но я не могу дать однозначно правильный ответ. Только реальный опыт, проверенная на практике гипотеза, может дать правильный ответ — сработала она или нет. И руководитель бизнеса может ответить — удовлетворяет его результат или нет.
1 минута